Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/ukraina-veselyj-ehnergeticheskij-god/4535/
|
Если банковская система страны небезосновательно считается локомотивом экономики и кровеносной системой страны, то топливно-энергетический комплекс страны является нервной системой экономики. Событий было — эшелон и несколько железнодорожных составов к нему в придачу. Событий разнообразных, как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Начнем в хронологическом порядке. И если позволите, попробуем обойтись без возврата к знаменитому договору от 4 января 2006 года. Заметим лишь, что газ 95 долларов — это несколько меньше, нежели по 130. Или может быть, нет?
О том, что в любом из направлений наша страна пытается развиваться бессистемно уже говорено-переговорено. Относительно необходимости принятия стратегии развития энергетики страны без устали говорили много лет. Похоже, что, наконец, разговоры трансформировались в документ. Кабинет министров в конце марта издал постановление «Об утверждении «Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года». Ключевыми пунктами документа являются продление срока эксплуатации действующих атомных электростанций, строительство новых, увеличение добычи угля, урана, газа и экспорта электроэнергии. Документ также содержит важную норму об увеличении производства электроэнергии, прежде всего за счет атомных и тепловых электростанций, работающих на собственном ядерном топливе и угле, и резкое сокращение потребления газа.
«Энергетическая стратегия» логично разделена на четыре раздела — развитие электроэнергетики, ядерной энергетики, угольной промышленности и нефтегазовой отрасли. Сразу же замечу, что качество этих разделов отнюдь неодинаково. Наибольшее внимание в стратегии уделяется развитию угольной отрасли и атомной энергетики. В частности, предполагается увеличение добычи угля для обеспечения потребностей энергетики и значительное сокращение к 2030 году импорта угля. Приятно хотя бы то, что подобный подход не вступает в противоречие с разработанной осенью прошлого года стратегией развития угольной промышленности Украину, которую написали специалисты профильного министерства. В документе предусматривается, что импортироваться будет исключительно коксующийся высококачественный уголь. Это правильный посыл, позволяющий с одной стороны, не угробить всю угольную промышленность страны, с другой стороны не создает проблем со странами, из которых традиционно ввозится в Украину «черное золото», с третьей стороны дающий возможность отечественным металлургам иметь альтернативу в вопросах приобретения угля.
Увеличить объем добычи угля в стране возможно, но для этого нужно привлекать инвестиции в угольную отрасль. Инвестиции возможны исключительно при условии проведения приватизации угольной промышленности. В программе заложена эта норма, но, к сожалению, нет четких сроков приватизации.
В вопросах атомной энергетики предполагается продление срока эксплуатации действующих АЭС на 12–15 лет, а начиная с 2014 года — строительство новых мощностей. Кроме того, в стратегии предусмотрено увеличение добычи урана и производство в Украине урановых концентратов, а также изготовление элементов ядерного топлива для электростанций.
Еще одним ключевым пунктом стратегии в ее электроэнергетической части является интеграция украинской энергетической системы в европейскую. Интеграция предусматривает увеличение потенциала по экспорту электроэнергии в страны Западной Европы. До 2030 года объем экспорта должен вырасти в 2–3 раза. В настоящее время с точки зрения производства электроэнергии, Украина уже является энергоизбыточной страной. С учетом плановой мощности атомных энергоблоков и перспектив развития гидроэнергетики, запланированное увеличение экспорта электроэнергии не выглядит нереальным.
В то же время наиболее слабым разделом стратегии стоит признать ее нефтегазовую часть. Проект энергостратегии предусматривает снижение объема потребления природного газа до 2030 года с 76 миллиардов кубометров до 50 миллиардов кубометров и увеличение его добычи с 23 миллиардов до 30 миллиардов кубометров, в том числе за счет зарубежных проектов по газодобыче. Но ни один из проектов НАК «Нафтогаз Украины» по добыче нефти и газа за рубежом до сих пор не был реализован, хотя в течении года были кое-какие подвижки. Причиной этому стало недостаточное финансирование и юридические сложности.
Было бы очень важным уделить необходимое внимание добычи газа на очень перспективных участках Черного моря. Однако, этого в стратегии нет.
А вот предусмотренное в стратегии увеличение объемов переработки нефти с 23,7 миллионов тонн до 50,4 миллионов тонн до 2030 года маловероятно. Дело в том, что наши нефтеперерабатывающие заводы неконкурентоспособны по сравнению с европейскими. Чтобы изменить ситуацию, в них надо вложить 7–8 миллиардов долларов. Но это невыгодно при нынешней налоговой политике, которая поддерживает льготный импорт готового бензина и дизтоплива из России и Белоруссии. Поэтому в реальности на Украине в ближайшие 10 лет ожидается сокращение объемов переработки нефти. И откуда в стратегии появилось увеличение загрузки НПЗ, непонятно.
Но самый главный потенциальный недостаток документа — это срок, на который он рассчитан. Согласитесь, в наших условиях строить реально выполнимые планы на 24 года вперед, по меньшей мере, наивно. Или романтично? Но до романтики ли в таких серьезных вопросах?
В марте 2006 года Кабинет министров ввел лицензирование экспорта природного газа из Украины. Право экспортировать газ из Украины до этого момента принадлежало исключительно НАК «Нафтогаз Украины». В прошлом году объем экспорта газа составил около 6 миллиардов кубометров. Прибыль НАК от экспорта — 840 миллионов долларов. В этом году планировалось экспортировать 12 миллиардов кубометров туркменского газа, закупаемого по прямым договорам. Планируемая прибыль должна была составить 1,5 миллиарда долларов.
Принятый в марте 2006 года порядок подразумевает получение лицензии на каждую партию природного газа в рамках одного контракта. Введение лицензирования было вызвано конфликтом интересов различных ведомств внутри Кабмина. Минэкономики и Минпромполитики заинтересованы в том, чтобы газ оставался на Украине и по более низким ценам продавался промышленным потребителям. Между тем для «Нафтогазаа Украины», который с начала года покупал у RosUkrEnergo газ по 95 долларов, а продавал промышленным потребителям по 80, экспорт — это единственный шанс возместить убытки и не обанкротиться. Странно как-то вышло, не находите?
Весной шла серьезнейшая борьба вокруг признания «УкрГазЭнерго» монополистом на украинском рынке. В мае Хозяйственный суд Киева снял ограничение объемов поставок природного газа СП ЗАО «УкрГаз-Энерго» на уровне 5,04 млрд. куб. м. в год. Напомним, что НКРЭ в начале марта выдала «УкрГаз-Энерго» лицензию на поставку природного газа по нерегулируемому тарифу в объеме до 5,04 млрд. куб. м в год. СП в марте обжаловало в суде это решение, так как планировало реализовать конечным потребителям только в 2006 году до 32 млрд. куб. м газа. Таким образом, было снято ограничение, которое обязывало СП продавать в Украине не более 5 млрд. кубометров, а остальное реализовывать другим поставщикам, которые имеют лицензию на продажу природного газа украинским потребителям. Выдавая лицензию для «УкрГаз-Энерго» лишь на 5 млрд., государство пыталось создать искусственные преференции для НАК «Нафтогаз Украины». Цель чиновников состояла в том, чтобы дать возможность государственной компании заработать на перепродаже газа «РосУкрЭнерго», и поправить пошатнувшееся финансовое положении НАК.
Кстати, международные проекты в ушедшем году можно считать едва ли не самым удачным итогом года — в июне руководители нефтяной компании Shell и госпредприятия «Укргаздобыча» подписали соглашение, которое позволяет зарубежным инвесторам начать геологоразведочные работы. Согласно договору, первое минимальное капиталовложение со стороны Shell составит 100 млн. долл. Компания обещает применить новые технологии, поскольку глубина залегания газовых пластов достигает 7 тыс. м. В настоящее время британская компания арендует восемь лицензированных участков НАК «Нефтегаз Украины» для разработки потенциальных месторождений. Кроме того, был подписан меморандум о взаимопонимании между НАК «Нафтогаз Украины» и компанией Shell Exploration о доступе к газотранспортной системе Украины и гарантированном транзите газа по ее территории к границе. Документ предусматривает совместное исследование специалистами «Нефтегаза» и Shell участков на территории Днепровско-Донецкого бассейна общей площадью около 31 тыс. кв. км.
Шикарный скандал бушевал летом в сфере обслуживания платежей участников рынка электроэнергии. Так, Кабинет Министров утвердил уполномоченным банком, который обслуживает счета оптового рынка электрической энергии (ОРЭ), Государственный Ощадбанк вместо Проминвестбанка. Принятием этого документа Кабмин признал недействительным свое постановление от 29 ноября 2001 года, которым выполнять эту прибыльную для финансового учреждения функцию был назначен ПИБ. Правительство рекомендовало Проминвестбанку перечислить остатки денег со счетов со специальным режимом использования, открытых в его учреждениях, на соответствующие счета, открытые в Ощадбанке.
Борьба за платежи на отечественном энергорынке ведется между ПИБом и Ощадбанком еще с 2000 года. Как раз тогда были внесены изменения в закон Украины «Об электроэнергетике», которыми были запрещены регулярно практикуемые в то время предприятиями ТЭКа бартерные расчеты за потребленную электроэнергию.
Тогда была введена система текущих счетов со специальным режимом использования и внедрена исключительно денежная форма расчета, после чего ГП «Энергрынок» стало предприятием с ежемесячным денежным оборотом в 1,3–1,5 млрд. гривен. В 2000 году Ощадбанку удалось лишить ПИБа почетного статуса обслуживающего банка «Энергорынка».
Государственный банк выполнял эту функцию полтора года и успел заработать на обслуживании счетов ОРЭ 90 млн. гривен. Однако в ноябре 2001 обслуживание рынка электроэнергетики вновь передали Проминвестбанку. Причиной этому послужило одно неприятное для энергетиков событие. Со счета «Энергорынка» со специальным режимом использования было списано 20,9 млн. гривен на счет Ривненской областной налоговой администрации, чего, согласно закону «Об электроэнергетике», произойти, не могло. Закон гласит, что к деньгам, поступающим на эти счета, не могут прикасаться ни сами компании, ни уполномоченный банк. В результате совет «Энергорынка» обвинил Ощадбанк в том, что тот недостаточно отстаивает интересы энергетиков, и принял решение сменить обслуживающий банк.
Затем, уже в январе 2006 года, Ощадбанк предпринял следующую попытку перевести к себе счета ОРЭ. В качестве аргумента в свою пользу банк выдвигал тезис о том, что госпредприятия должны обслуживаться госбанками, а также возможным льготным кредитованием предприятий ТЭКа финансовым консорциумом, созданным Ощадбанком и Укрэксимбанком. 13 января тогдашний премьер Ехануров поручил тогдашним министрам финансов Пинзенику, экономики — Яценюку и топлива и энергетики — Плачкову создать рабочую группу, которая должна была разработать поэтапный переход счетов «Энергорынка» на обслуживание из ПИБа в Ощадбанк.
ПИБ раскритиковал данную инициативу Кабмина и обратился к Президенту Ющенко с просьбой не допустить такого перевода. В итоге совет оптового рынка электроэнергетики вообще отказался рассматривать предложение Ощадбанка. Тогда члены совета ОРЭ посчитали нецелесообразным производить смену банка, поставив тем самым троеточие в длительном противостоянии двух банков. Однако, как оказалось, государственные финансисты сдаваться не собираются, и им во второй раз удалось отнять у ПИБа очень выгодного клиента. По имеющимся сведениям, ПИБ всячески противился подобному — он остановил львиную долю платежей. А также требовал немедленного возврата выданных кредитов, на что, кстати, имел полное право — в соответствии с условиями кредитных договоров в случае смены уполномоченного банка, ПИБ имеет право требовать немедленного погашения выданных им займов в полном объеме. Закончилось все для ПИБа безрезультатно — и счета «вывели» и кредиты досрочно не вернули. Еще одно доказательство тезиса о том, что бороться против государства все равно, что против ветра … плевать.
А в июле НКРЭ на заседании приняла решение повысить с 1 сентября 2006 года тарифы на электроэнергию для населения на 25%. Данное повышение является вторым этапом приведения тарифов на электроэнергию для населения к экономически обоснованному уровню. На первом этапе НКРЭ повысила тарифы на электроэнергию для населения с 1 мая текущего года также на 25%. Вследствие повышения тарифов с 1 сентября тарифы достигли 60% от экономически обоснованного уровня. Таким образом, с 1 сентября тарифы для населения составляет 20,30 коп. за 1 кВт/час без НДС, для населения, проживающего в сельской местности, — 18,75 коп. за 1 кВт/час без НДС, для населения, жилье которых оборудовано электрическими плитами, — 15,63 коп. за 1 кВт/час без НДС. Если учесть, что расходы на оплату электричества в среднестатистической украинской семье не превышают 2% семейного бюджета, то возникает закономерный вопрос: что для рядовых граждан Украины выгоднее? Иметь заниженную цену электроэнергии, которая уже давно не является существенной статьей в расходах семьи, и оставаться жить при этом в стране с наиболее энергоемким ВВП или же наоборот: платить реальную рыночную цену за электричество, обезопасив себя от инфляционных процессов со стороны системо- и бюджетообразующих предприятий?
В странах с развитой рыночной экономикой считают, что лучше, когда население платит рыночную цену. Например, в Швеции соотношение цены электроэнергии для населения и для промышленности составляет 3,5 к 1. В Германии цена электроэнергии для населения в 2,2 раза выше стоимости электрического тока для производственного сектора. Цивилизованные страны давно осознали аксиому — гораздо логичнее устанавливать относительно низкую цену на электричество для промышленности. Ведь это один из наиболее реальных способов повышения конкурентоспособности произведенной продукции за счет более низкой цены. Даже в сравнении со странами бывшего социалистического лагеря и бывшими советскими республиками Украина отличается особой спецификой в этом вопросе. Так, украинские бытовые потребители платят за ток в долларовом эквиваленте 2,28 цента за 1 кВт-час. Для населения Казахстана цена киловатт-часа составляла 2,64, России — 2,73, Беларуси — 3,2, Грузии — 3,5, Молдовы — 5,8, Эстонии и Латвии — 7, Польши — 8, Венгрии — 10,8, Словакии — 11,5 центов.
Тарифы на электроэнергию на фоне удорожания энергоресурсов и всеобщих инфляционных процессов в экономике не могут оставаться в замороженном виде — с этим трудно спорить. Вопрос в другом: энергетика не является «вещью в себе» и создана для потребителей. Повышать энерготарифы безусловно нужно. Однако не следует забывать при этом, что в этой базовой, стратегической отрасли (а энергетика ею однозначно является) любой ценовой виток должен иметь под собой тщательное экономическое обоснование — для того, чтобы деньги, дополнительно извлеченные из карманов потребителей, направлялись не на внутриотраслевое проедание, а на инновационное развитие отрасли. Следует также позаботиться о создании действенных и прозрачных механизмов контроля над процессами ценообразования на энергорынке. В противном случае процесс роста энерготарифов действительно может приобрести неконтролируемый характер. А ведь совершенно понятно, что дополнительно полученные вследствие роста тарифов энергокомпаниями деньги будут направлены на латание многочисленных дыр. Ведь повышать инвестиционную надбавку к тарифам по крайней мере бывший профильный министр И.Плачков запрещал. Кому же тогда пошло на пользу вроде бы обоснованное повышение цен на электроэнергию?
Кстати, цены на все виды энергоносителей весь год росли и парламентарии, не отягощенные необходимостью принятия популистских мер, этому способствовали. Так в сентябре Верховная Рада отменила закон о моратории на повышение тарифов и цен на природный газ и электроэнергию, жилищно-коммунальные услуги и транспорт для населения. Своим постановлением парламент поручил Кабинету Министров изучить вопрос об установлении экономически обоснованных цен и тарифов на газ и электроэнергию, услуги, которые предоставляются населению. С инициативой отмены моратория выступил Кабинет Министров.
Просто таки знаковое событие для нашей энергетики произошло 5 сентября, когда российский «Газпром» и Туркменистан заключили договор, согласно которому будет ежегодно покупать у Ашхабада 50 млрд. куб. м топлива по 100 долл. за 1 тыс. куб. м. Это соглашение обернулось для Украины удорожанием импортного газа уже в 2007 году. «Газпром» все же решил согласиться, и в 2007–2009 годах цена туркменского газа для него составит 100 долл. за 1 тыс. куб. м.. Начиная с 2007-го, ежегодный объем поставок азиатского топлива в РФ составит 50 млрд. куб. м. Цена 100 долл. за 1 тыс. куб. м останется неизменной до 2009 года. После этого будет происходить ее «корректировка с учетом изменения конъюнктуры цен на европейских газовых рынках при поставках по долгосрочным контрактам». То есть практически все экспортные объемы туркменского газа выкуплены «Газпромом». Для нашей страны стоимость туркменско-казахско-узбекского газового коктейля была сформирована на уровне 130 долларов за тысячу кубометров. Хотя, с учетом кончины Туркменбаши, можно ожидать любых сюрпризов в вопросах как цены, так и поставок газа вообще. Скорее всего, сюрпризов малоприятных.
Одним из наиболее скандальных событий ноября на топливно-энергетическом рынке стало то, что совместное предприятие «УкрГаз-Энерго» не предоставило лимиты газа на ноябрь 16 предприятиям. Большинство этих предприятий входит в состав группы «Приват». Исключением является принадлежащий компании «Украинский алюминий» Николаевский глиноземный завод и контролируемая группой Midland «Запорожсталь».
В ответ на действия «УкрГазЭнерго» ряд промышленных предприятий Восточного региона обратились с письмом к министру топлива и энергетики Украины Ю.Бойко с требованием срочно урегулировать ситуацию с выделением лимитов природного газа на ноябрь. Что интересно — несмотря на неоднократные письменные запросы, официального письменного отказа от осуществления поставок природного газа предприятиям не так и предоставлялось. В то же время, многие из этих предприятий в полном объеме или частично авансировали стоимость необходимых в ноябре ресурсов газа. Также стоит отметить, что согласно с существующим в Украине порядком, отсутствие лимитов потребления природного газа на текущий месяц ведет к фактическому прекращению газоснабжения предприятия. Само совместное предприятие «Укргаз-Энерго» объяснило свой отказ выделять лимиты природного газа на ноябрь ряду промышленных предприятием именно тем, что данные компании располагают собственными запасами газа в подземных хранилищах, хотя с точки зрения экономической и юридической логики подобное объяснение не выдерживает ни малейшей критики. Правительство устранилось от решения созданной по инициативе одного из членов Кабмина проблемы и заявило, что не намерено вмешиваться в конфликт между ЗАО «УкрГаз-Энерго» и его контрагентами, которым газотрейдер отказался поставлять природный газ.
В итоге, во избежание остановки своих предприятий группа «Приват» была вынуждена расконсервировать собственные запасы газа — компании «Индэко» и «Энергоальянс», связываемые с группой «Приват», подали заявки на отбор топлива из подземных хранилищ газа для «Днепроазота» и Днепропетровского завода им. Петровского. Николаевский глиноземный завод и металлургический комбинат «Запорожсталь» отказавшись от поставок природного газа компанией «Укргаз-Энерго» также перешли на использование собственного природного газа из подземных хранилищ.
В ноябре прояснилась ситуация с созданием резерва нефтепродуктов — в начале следующего года в Украине планируется создать 5–10-дневный стабилизационный запас нефтепродуктов. Процесс начался в декабре 2006 года и будет завершен в конце января 2007 года. Будет саккумулировано 200 тысяч тонн светлых нефтепродуктов для того, чтобы иметь возможность нивелировать ценовые колебания. Структура стабилизационного запаса нефтепродуктов предполагает, что 50% в нем составит бензин Аи-76/80, а еще 50% — дизтопливо. Данный резерв планируется создать на базе оператора украинских нефтепроводов — компании «Укртранснафта». При этом для хранения топлива будут задействованы мощности госпредприятия «Укртранснафтопродукт», которое Минтопэнерго намерено передать «Укртранснафте». Эта компания сможет выделить две трети необходимых для создания топливного резерва средств, на оставшуюся часть предоставят кредиты банки. Всего на создание 200-тысячного запаса понадобится около 150 миллионов долларов. Помимо этого, до 2017 года Украина намерена создать минимальный запас нефти и нефтепродуктов, рассчитанный на 90 дней. Для этого будет создано государственное агентство по управлению запасами нефти и нефтепродуктов. Минтопэнерго уже начало разработку нормативной базы этого госагентства. При создании стратегического запаса будут привлечены все компании-участники украинского рынка нефтепродуктов, а также учтен опыт его формирования в европейских странах, в частности, Германии и Венгрии.
Едва ли не самой острой проблемой осени была борьба ДК «Газ Украины» к крупными системными неплательщиками. Уровень расчетов предприятий теплокоммунэнерго с компанией «Газ Украины» за потребленный в ноябре 2006 года газ составил 24%, что на 36% меньше, чем за аналогичный период 2005 года. Задолженность теплопоставляющих предприятий за потребленные в ноябре 2006 года 613 млн. куб. м газа составляла 315 млн. грн. Крупнейшими должниками к настоящему времени являются «Харьковские тепловые сети» (долг за 2006 год — 155,7 млн. грн.), КП «Донецкгортеплосеть» (58 млн. грн.), ДП «Криворожская теплоцентраль» (52,7 млн. грн.), КП «Криворожтеплосеть» (45,4 млн. грн.), концерн «Городские тепловые сети» (Запорожье) (34,5 млн. грн.), МКП «Днепропетровские городские тепловые сети» (34,3 млн. грн.), КП «Львовтеплоэнерго» (20,8 млн. грн.) и ОАО «Харьковская ТЭЦ-5» (20,6 млн. грн.). В общем ситуация угрожающая и не дающая ни малейшего повода для оптимизма.
В ноябре же Кабинет Министров утвердил дифференцированные тарифы на природный газ для населения. В частности, для тех, кто потребляет до 2 000 куб. м в год (2–3-комнатные квартиры площадью до 110 кв. м) предельный уровень цены на газ составляет 339 гривен за тыс. куб. м. Под данную категорию подпадает 75% населения. Для тех, кто потребляет от 2 000 до 6 000 куб. м (4–6-комнатные квартиры) предельная цена установлена на уровне 480 гривен за тыс. куб. м. Для тех, кто потребляет свыше 6 000, составлять 1 170 гривен за тыс. куб. м.
Ну никак не обойти внимание следующую тему — интересные события происходили вокруг экспорта украинской электроэнергии в Россию. 7 ноября утром со ссылкой на пресс-службу Минтопэнерго появилась информация о начале этого процесса. Собственно решение о начале экспорта было принято 3 ноября, после рассмотрения Кабинетом министров прогнозного баланса топлива, энергии и расходов на 4 квартал 2006 года и в 2007 год. В ходе совещания были оценены имеющиеся объемы экспорта электроэнергии и согласование их с мощностями производства на осенне-зимний период 2006–2007 годы. Однако, около полудня 7 ноября Вице-премьер-министр по вопросам ТЭК Андрей Клюев опроверг заявление Минтопэнерго о том, что с этого дня начались поставки украинской электроэнергии в Россию. По его словам, произнесенным 7 ноября, Украина должна была начать экспорт электроэнергии в Россию только 13–14 ноября. А.Клюев уточнил, что задержка с началом экспорта связана с техническими проблемами, которые должны были быть решены в ближайшее время. В свою очередь, через 1 час после заявления А.Клюева Минтопэнерго сообщило, что поставки электроэнергии в Россию начались в 00.00 с 6 на 7 ноября. Позже эту информацию подтвердило и «Укрэнерго» — оператор украинских электрических сетей. Ориентировочные суточные поставки составляют 6–8 млн. кВт/ч. Не исключено, что вице-премьер А.Клюев в действительности всячески противился возобновлению экспорта электроэнергии в Россию, так как он для Украины убыточен — поставки осуществляются по цене 3,9 цента за киловатт, а стоимость электроэнергии, покупаемой у ГП «Энергорынок» — 4,3 цента за киловатт.
Однако, мы стали свидетелями очередной фактической победы главы Минтопэнерго Ю.Бойко над вице-премьером А.Клюевым. Хотя, в конечном итоге, А.Клюеву удалось воспользоваться плодами усилий Ю.Бойко. Видимо, все же желая навести некоторый порядок в экспорте электроэнергии, а также, подобрать новых контрагентов, которые будут работать в интересах бизнесменов из Партии Регионов, вице-премьер А.Клюев заявил, что с 1 января 2007 года будет изменен порядок ценообразования при экспорте электроэнергии. В настоящее время приходится сталкиваться с экспортными контрактами на электроэнергию, заключенными на период до 2015 года, в которых закреплены низкие фиксированные цены. Поэтому Украина с 2007 года намерена отказаться от практики включения фиксированных цен в экспортные контракты. Для того чтобы прекратить эту практику, Украина намерена перейти к заключению контрактов, в которых цена будет определяться по специальной формуле. При расчете цены по формуле будут приниматься во внимание три основных показателя: стоимость электроэнергии на мировых рынках, стоимость ее транспортировки и стоимость сырья для атомных и тепловых электростанций. Полученные таким образом цены будут на 35–40% выше тех, которые зафиксированы в контрактах на поставки в Венгрию, Польшу, Словакию и Румынию. Примечательно, что существующие контракты при этом разрываться не будут. Первым соглашением на экспорт украинской электроэнергии, заключенным с возможностью ежеквартального изменения цены, рассчитанной по формуле, стал контракт между ГПВД «Укринтерэнерго» и ЗАО «Интер РАО ЕЭС». Между тем у Украины остались контракты и другого плана. Так, электроэнергия в Венгрию до сих пор поступает по фиксированной низкой цене — напомним, что в 2005 году венгерская компания System Consulting купила у «Укринтерэнерго» электроэнергию на сумму $72 млн, продав ее за $266 млн. Польская компания Zomar, потратив $18 млн, получила прибыль в $66 млн. Словацкая Korlea Invest купила электроэнергию за $7,3 млн, продав ее потребителям за $31,5 млн. В результате этих сделок убытки «Укринтерэнерго» составили $270 млн. Переход на новую систему ценообразования приведет к росту поступлений от экспорта электроэнергии.
В итоге стало известно, что с нового года, кроме вероятного изменения цены на экспортируемую электроэнергию, появится новый экспортер украинской электроэнергии на Запад — «Укринтерэнерго» заключила контракт на поставку в Словакию 0,4 млрд. кВт-ч с компанией Energo Odbyt, подконтрольной донецким предпринимателям. Еnergo Odbyt появилась меньше месяца назад на базе словацкой компании Affinity. Интересным является тот факт, что 27 октября 2006 года акции этой компании приобрели донецкие бизнесмены Тамара Лысенко и Александр Рухляда. Есть информация, что эти люди связаны с вице-премьером А.Клюевым. Так, Т.Лысенко сотрудничает с компаниями братьев Клюевых в экспортных операциях с углем. Под контроль господина Клюева перешло также около половины объемов экспорта компании System Consulting, экспортировавшей ранее в Венгрию более 2 млрд. кВт-ч в год. Контракт с этой компанией, срок которого должен был завершиться 1 января 2007 года, продлен еще на год. Да и в самой венгерской компании отказались подтвердить факт продления контракта с «Укринтерэнерго». Сейчас официальными контрагентами «Укринтерэнерго» по экспорту электроэнергии на Запад являются словацкая Korlea Invest A. S., венгерская System Consulting RT и польская ZOMAR. S. A. В октябре министр топлива и энергетики Ю.Бойко заявил о необходимости пересмотреть внешнеэкономические контракты. По его словам, это связано с планируемым повышением цены экспортируемого тока до $0,04 за кВт-ч. Сейчас эти тарифы составляют $0,025–0,033 за кВт-ч для стран Западной Европы. Действительно, есть письмо министра президентам НАК «Энергетическая компания Украины» И.Глущенко и «Укринтерэнерго» Н.Пашкевичу от 19 октября, в котором господин Бойко предлагает пересмотреть условия продажи электроэнергии для контрагентов» и «рассмотреть предложения других субъектов хозяйственной деятельности. Через неделю после этого письма собственно и появилась словацко-донецкая Energo Odbyt. Тогда же был заключен контракт с новым венгерским контрагентом — компанией Emfesz совладельца RosUkrEnergo Д.Фирташа. Любопытно, что, по имеющейся информации, лицензия на поставку электроэнергии у Emfesz появилась только после заключения контракта с «Укринтерэнерго». При этом тарифы на поставку электроэнергии для венгерской компании почти не отличаются от тарифов предшественников. Складывается интересная ситуация. Словацкая компания Korlea Invest A. S., которая имеет контракт (1,8 млрд. кВт-ч в год) до конца 2007 г., фактически оказалась выключенной из бизнеса. Ее объемы поделили между Еmfesz kft (1,4 млрд. кВт-ч) и Energo Odbyt (0,4 млрд. кВт-ч). Не исключено, что словацкая компания выставит штрафные санкции за досрочный разрыв контракта. По предварительным данным, сумма штрафа составляет $90 млн.
Если говорить об атомной энергетике, то кроме смены руководства НАЭК «Энергоатом» заслуживает внимание тот факт, что Россия намерена повысить цену поставок ядерного топлива для украинских атомных станций. Ранее рост цен на уран на оптовом рынке преподносился как результат обеспокоенности ряда компаний, не имеющих долгосрочных контрактов на приобретение урана. Напомним, что в 2006 году закончилось действие дисконта на поставку ядерного топлива для украинских АЭС. Это приведет к дополнительным расходам на 63 млн. долл. Кроме того, Российская Федерация повысила плату за ввоз на свою территорию радиоактивных тяжелых металлов, входящих в состав отработанного ядерного топлива, для последующей переработки и захоронения — с 435 до 520 долл. за кг.
Министр угольной промышленности С.Тулуб проявил по-настоящему государственнический подход, решив отложить внедрение нового механизма ценообразования на энергетический уголь до конца отопительного сезона. В результате новой формулы уголь может подорожать как минимум в 1,5–2 раза, и это сильно ударит по тепловой генерации. Ранее С.Тулуб предлагал рассчитывать цену на уголь, исходя из его теплотворной способности, и привязать ее к стоимости газа. Таким образом, он намеревался компенсировать убытки шахт, связанные с подорожанием электроэнергии. Сейчас государственные шахты продают уголь тепловым электростанциям по оптовой цене 236 грн. за тонну. С начала года эта цена не поднималась, в то время как за электричество угледобывающие предприятия стали платить намного больше. Однако формула ценообразования на уголь до сих пор не найдена. Основная проблема — нехватка качественной техники для определения теплотворной способности угля. Кроме того, угольщики сомневаются, есть ли смысл определять его цену только на этой основе. Возможно, себестоимость добычи также будет учтена в формуле. Министерство еще не определилось, будет ли цена угля привязана к стоимости природного газа. Возможно, именно с очередным газовым подорожанием связана неопределенность в этом вопросе. В случае, если стоимость угля будет зависеть от нынешней цены на газ, энергоноситель окажется слишком дорогим. И генерация может отказаться от угля украинского производства в пользу более дешевого импортного.
Отдадим должное новому составу НКРЭ — комиссия регулирования разработала проект постановления Кабинета министров, которое предполагает отмену постановления № 745 от 15 августа 2005 года «О переходе к единым тарифам на электроэнергию, отпускаемую потребителям». НКРЭ предлагает с 1 января 2007 года начать поэтапный переход к прежней системе тарифообразования, использование которой приведет к установлению в нескольких восточных промышленно-развитых областях более низких розничных цен на электроэнергию, чем во всех остальных регионах Украины. Единые розничные тарифы на электроэнергию по каждому из двух классов напряжения рассчитываются как средневзвешенная величина между расчетными розничными тарифами областных энергоснабжающих компаний. Это приводит к возникновению перекрестного субсидирования: потребители нескольких регионов дотируют всех остальных потребителей через стоимость электроэнергии. Объем такого субсидирования достигает 1 млрд. грн в год. Кроме того, в условиях внедрения единых розничных тарифов, отсутствует возможность реализации следующего этапа развития Оптового рынка электроэнергии Украины — перехода к двухсторонним договорам между производителями и потребителями. Переход к прежней системе тарифообразования позволит устранить перекрестное субсидирование между промышленными потребителями различных регионов, а также обеспечит возможность начать в 2008 году переход к двухсторонним договорам на поставку электроэнергии. Переход к прежней системе тарифообразования не отразится на тарифах на электроэнергию для населения, населенных пунктов, наружного освещения и городского электротранспорта.
В декабре же главные события были связаны с нефтяным розничным рынком. Правительство и представители крупнейших нефтяных компаний договорились формировать ценовую политику на украинском нефтяном рынке с помощью специальной формулы, разработанной секретариатом экспертно-аналитической группы согласно предложениям участников рынка. За основу для определения цены будут браться средневзвешенные котировки Platt`s в портах, через которые нефтепродукты поставляются в Европу последние 30 дней. Мониторинг будет проводиться по двум направлениям — северному (железнодорожные поставки) и южному (морские пути). К усредненным котировкам будут добавляться затраты на доставку железнодорожным транспортом с учетом курса доллара к евро. А к полученной цене — затраты на логистику и хранение, величина нормированных потерь и условно-постоянные затраты на содержание АЗС. Полученный показатель будет соответствовать себестоимости нефтепродуктов для розничной компании. Далее к полученному значению будет добавлен плановый доход АЗС, который определяется с учетом инвестиционной привлекательности бизнеса. В результате получится индикативная розничная цена. Индикативная цена наиболее популярного на Украине нефтепродукта — дизельного топлива — может быть скорректирована. Если в результате расчета по формуле она окажется слишком высокой для украинских потребителей, ее понизят. Однако это снижение будет компенсировано за счет цены других видов топлива. Ценовой прогноз на каждую декаду будет публиковаться в информационном бюллетене секретариата экспертно-аналитической группы на официальном портале Минтопэнерго. Стоимость, установленная на месяц, будет меняться только в том случае, если отклонения цен на АЗС от индикативных превысят 1,5%. Минтопэнерго уверяет, что к нефтетрейдерам, не придерживающимся определенного формулой уровня цен, никакие санкции применяться не будут. Применяемая практика вполне рыночная. Во всем мире котировки на биржах являются определяющими — они помогают понять, насколько цена на топливо справедлива. Поскольку на Украине нет нефтяной биржи, решили привязаться к котировкам Platt`s. Так поступают во многих восточноевропейских странах, в том числе Польше, Венгрии и Словакии.
Но, есть несколько настораживающих моментов. Во-первых, то, что в качестве ориентира выбраны ценовые котировки лондонской аналитической компании Platts — дело в том, что в Украину в основном поступает российская нефть сорта Urals, а ее удельный вес в формировании котировок от Platts невысок. Во-вторых, при существующем режиме валютного курса (фактическая привязка к доллару) говорить о влияние тенденций мирового валютного рынка на цену нефти в Украине можно лишь сугубо опосредовано. В третьих, Platts буквально несколько недель назад оказался обвиненным в манипулировании при расчете котировок нефти и уровень доверия к компании несколько снизился. Нельзя исключать, что индикативная цена может стать инструментом давления для Антимонопольного комитета. Формула претендует на то, чтобы устанавливать объективный уровень цен на нефтепродукты. В случае если он будет выше, чем в сводках экспертно-аналитической группы, у АМКУ появится основание для возбуждения расследования против торговцев нефтепродуктами.
И напоследок вернемся к международным проектам. Сначала к нашей боли — «Одесса-Броды». 11 декабря Украина и Казахстан подписали очередной протокол об экономическом сотрудничестве, один из пунктов которого предусматривает транзит нефти по маршруту «Одесса-Броды». Но Астана тут же дала понять, что загрузка магистрали сырьем в ее ближайшие планы не входит. Вопрос дальнейшей участи нефтепровода «Одесса-Броды» остается открытым. И хотя украинские власти утверждают, что через несколько лет его аверсное использование будет выгодным, поставщики сырья пока что не спешат подписывать контракты. А ведь именно отсутствие договоров с государствами-экспортерами черного золота привело к тому, что построенную еще в 2001 году магистраль удалось запустить лишь в 2004 году в реверсном режиме. Как показали переговоры в столице Казахстана, каспийские экспортеры по-прежнему выражают заинтересованность в проекте «Одесса-Броды», однако заключать с Украиной контракты не спешат. Официальная Астана говорит, что не располагает сейчас свободными ресурсами. Ежегодно государство добывает около 60 млн. тонн нефти. Примерно 10,2 млн. тонн потребляется на внутреннем рынке. Еще 15 млн. тонн транспортируются по маршруту «Атырау-Самара». 28,2 млн. тонн прокачиваются в направлении Новороссийска по магистрали «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК). Остается немногим более 6 млн. тонн сырья. Но в 2006 году Казахстан ввел в эксплуатацию новый нефтепровод «Атасу-Алашанькоу» и теперь снабжает черным золотом новый перспективный рынок сбыта — Китай. Кроме того, к 2011 году Астана намерена увеличить пропускную способность этого объекта с 10 млн. до 20 млн. тонн в год. То есть найти свободные ресурсы здесь действительно непросто. Правда, Казахстан намерен увеличивать объемы добычи в будущем. Однако для того, чтобы поставлять их на экспорт, республике потребуется расширить свои транзитные мощности. В частности, стратегические планы Астаны предусматривают строительство второй ветки КТК и увеличение его пропускной способности до 67 млн. тонн в год. Но, вопрос финансирования строительства второй ветки КТК еще не решен. А это значит, что загрузка «Одесса-Броды» казахстанской нефтью откладывается на неопределенный срок. Еще одним источником сырья для «Одесса-Броды» мог бы стать Азербайджан. По прогнозам специалистов, добыча нефти в 2006 году здесь составит 28,55 млн. тонн и будет расти стремительными темпами. В 2007-м цифра увеличится до 42,15 млн., в 2008-м — до 61,05 млн., в 2009-м — до 61,15 млн. тонн. Сейчас сырье транспортируется по двум трубопроводам — «Баку-Новороссийск» и «Баку-Супса», мощностью 5 млн. тонн в год каждый. Внутреннее потребление Азербайджана немногим превышает 5 млн. тонн в год. Но в 2006 году также запустили новую магистраль — «Баку-Тбилиси-Джейхан» с пропускной способностью 50 млн. тонн в год. Поэтому даже если официальный Баку и заинтересован в том, чтобы найти как можно больше различных маршрутов для транспортировки своего сырья, проблема свободных ресурсов вряд ли позволит наполнить «Одесса-Броды» каспийским энергоносителем в течение ближайших двух лет. Наконец, украинские чиновники ведут переговоры об эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды-Плоцк», но ветка до Польши пока что не построена. Проблема в основном в том, что земля, по которой может проходить ветка до Плоцка, находится в частной собственности. И польские власти не спешат решать эту проблему, так как решить ее можно только одним способом — выкупить ее у владельцев. Без политического и экономического содействия со стороны США этот вопрос решен не будет.
А через несколько дней появилась куда более оптимистическая информация. Украина впервые получила реальную возможность уменьшить свою зависимость от поставок российской нефти — НАК «Нафтогаз Украины» подписала концессионное соглашение на разработку египетского нефтегазоносного блока AESE, прогнозные запасы которого сопоставимы с объемом всех разведанных украинских месторождений углеводородов. Общая площадь нефтегазоносного блока Alam El Shawish East (AESE) превышает 900 кв. км. Прогнозные ресурсы нефти блока составляют не менее 73,5 млн. т, что эквивалентно 90% всех разведанных запасов нефти, расположенных на суше Украины. В районе расположения AESE существует развитая инфраструктура: трубопроводы с выходом на средиземноморское побережье, установки первичной подготовки нефти и газа.
Решение об участии в тендере на разработку AESE было принято еще в январе 2005 года, при занимавшем тогда должность председателя правления «Нафтогаза» Ю.Бойко. В начале июня прошлого года «Нафтогаз» был признан победителем тендера, и компания приступила к анализу геофизических данных AESE. Впрочем, к переговорам о подписании концессионного договора вернулись только в сентябре 2006 года. Примечательно, что «Нафтогаз» победил в тендере весьма серьезных конкурентов: Arabian (Саудовская Аравия), Apache (США), Santos (Австралия) и Sipetrol (Чили). Santos — это самый большой добытчик газа в Австралии, Sipetrol — дочерняя компания крупнейшей нефтегазовой государственной чилийской компании Enap. Что касается Apache — это третья по объему нефтедобычи компания в США и основной добытчик сырья в Мексиканском заливе. Именно условия украинской компании показались египетским властям наиболее приемлемыми. «Нафтогаз» предложил за три года вложить в поиск углеводородов на территории AESE 20,2 миллиона долларов. Это оказалось лучшим предложением среди участников. Компания планирует аккумулировать эти средства самостоятельно, без привлечения кредитных ресурсов. Согласно подписанному соглашению, НАК должна начать работы на блоке в течение полугода. Общий срок действия концессии — 27 лет, первые три года из которых выделены на разведывательные работы. С 2010 года «Нафтогаз» рассчитывает начать добычу на блоке, для чего вместе с Египетской газонефтяной компанией будет создана компания-оператор проекта в соотношении 50% на 50%. Окупить свои капиталовложения «Нафтогаз» планирует за 5,5 лет после начала промышленной добычи. После того как проект окупится, НАК будет получать 15–19% продукции в зависимости от достигнутых объемов ее добычи. Ежегодно на блоке AESE можно добывать 2–2,5 млн. т нефти. Не исключено, что инвестиции в AESE могут окупиться и раньше — себестоимость добычи нефти в нефтегазоносном бассейне Суэцкого канала — не более 30 долларов за тонну при цене на мировом рынке 400 долларов. Поэтому, скорее всего, проект окупится за 2–3 года. Скорее всего, добытые в Египте углеводороды «Нафтогаз» направит на украинские НПЗ, впервые создав реальную альтернативу поставкам российской нефти. Отметим, что сейчас из 14 млн. т нефти, перерабатываемой ежегодно на украинских НПЗ, 10 млн. т составляет российское сырье.
В принципе, писать можно было бы еще много о чем — начиная от «Мерседесов» Ивченко и его чартерных рейсов до законопроекта о «зеленом тарифе». Но и так год был настолько насыщен событиями на топливно-энергетическом рынке, что есть сомнения — не утомил ли автор читателя? Ну разве что никак нельзя забыть о попытке приватизировать государственные пакеты акций в энергораспределяющих компаниях, о чем сначала утверждала, а потом опровергала свои же высказывания Глава ФГИ Украины В.Семенюк. Почему-то, в срыве этого процесса она обвинила Минтопэнерго. В чем виновен Минтопэнерго так никто и не понял. Возможно, что и Валентина Петровна сама не поняла. Ну да ладно, все равно этот увлекательный процесс в 2007 году будет продолжен.