Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/rossiya-god-neftegazovogo-nacionalizma/4524/
|
Уходящий 2006 год стал новой вехой в истории российского ТЭКа. Он начался «газовой войной» с Украиной и заканчивается «газовым противостоянием» с Белоруссией. При этом впервые за новейшую российскую историю действия власти оказались выстроены в рамках определенной, четкой и вполне логичной политики. Конечно, выбор данной политики во многом был обусловлен внешними факторами, но все же у российского ТЭКа начала появляться стратегия. Стратегия нефтегазового национализма.
Бесплатного газа больше не будет
Наиболее шумные события развернулись вокруг «Газпрома». Отключение Украины от трубы повергло впечатлительных европейцев в шок, самостийных украинцев — в ярость, а националистичных русских — в радость. Впрочем, итоги «газовой войны» достаточно спорны. С одной стороны, цена была повышена, с другой, $90 за тысячу кубов — это не то, на что рассчитывал «Газпром». Спасибо Туркменбаши: если бы не туркменское голубое топливо, ситуация вполне могла бы стать патовой.
Вслед за Украиной цена на газ стала повышаться и для остальных стран СНГ. Россию тут же обвинили в использовании «энергетического оружия». Однако Россия вынуждена идти на подобные шаги. Дело не в том, хочет она или нет и дальше субсидировать failed states на территории бывшего СССР, а в том, что она больше не может поставлять газ ниже себестоимости даже себе.
Пока старые месторождения газа, пущенные в эксплуатацию еще в советское время, давали достаточное количество голубого топлива, пока газотранспортной инфраструктуры, построенной во времена развитого социализма, хватало, Россия могла себе позволить сорить газовыми миллиардами. Но это время закончилось. Основные месторождения «Газпрома» вошли в период падающей добычи. Необходимо срочно вкладываться в разработку новых месторождений, в их обустройство и подведение к ним новых веток газопроводов. Причем новые месторождения находятся в сложных климатических и геологических условиях, добывать газ там дорого. В общем, нужны деньги. Иначе газа не будет вообще — ни за $40, ни за $230.
Совершенно очевидно, что независимо от личных симпатий и антипатий кремлевской администрации, цены на газ для стран СНГ будут расти и впредь. На 2007 год для Украины установлена цена уже не $90, а $130 за тысячу кубов. Дальше будет больше. Повышение будет постепенным, но неизбежным. Лишь для режима Саакашвили цену сразу подняли со $110 до $235. Но это можно считать частью блокады Грузии, могли бы и вообще газ перекрыть.
Для внутреннего российского рынка, на который приходится две трети газпромовских поставок, повышение цен на газ тоже неизбежно. Согласно решению правительства (от 30 ноября 2006 года), цена на газ внутри страны станет равнодоходной с экспортной в 2011 году. То есть она будет равна цене в Европе за вычетом экспортной пошлины и транспортных расходов. Тогда уровень доходов «Газпрома» на российском рынке сравняется с рентабельностью европейских поставок. Если бы эта система расчета цены действовала сейчас, то газ для российских потребителей стоил бы $125 за тысячу кубов, а не $50, как сегодня.
Возвращение блудного Сахалина
2006-й стал годом пересмотра отношения российскими властями своего отношения к системе соглашений о разделе продукции (СПР). Так же, как и в газовой сфере, нельзя сказать, что это был добровольный выбор Кремля. Просто компания Shell, имевшая контрольный пакет в проекте «Сахалин-2» увеличила смету расходов практически в двое с $12 до $22 млрд. После этого российское руководство поняло, что бюджет от этого проекта, скорее всего, не получит ни копейки.
Согласно системе СРП, компания-инвестор сначала возвращает все свои вложения, и лишь затем добываемая нефть начинает делиться между инвестором и государством в пропорции, установленной в соглашении. Поэтому увеличение сметы проекта на $10 млрд, а значит и сроков окупаемости, означает, что Shell может добыть нефти еще на $10 млрд и при этом, не делясь с российским бюджетом. Такое «кидалово» со стороны крупной иностранной корпорации полностью изменило политику государства в отношении иностранного капитала в российской нефтянке.
«Росмитвольнадзор» насчитал 259 загубленных в результате осуществления проекта «Сахалин-2» сахалинских рек. К счастью экологов, интересы сохранения природы совпали с интересами государства по возвращению проекта под свой контроль. Как только на горизонте замаячили многомиллиардные штрафы, Shell предпочла убраться восвояси, уступив контрольный пакет оператора проекта «Сахалин-2» компании Sakhalin Energy «Газпрому».
Правда, сказать, что Shell сильно обеднела, нельзя. Во-первых, корпорация сохранила 27,5% акций Sakhalin Energy, во-вторых, «Газпрому» придется выложить $7,45 млрд за контрольный пакет. То есть дисконт составит порядка 30%.
Однако имидж иностранцев в российском ТЭКе «сахалинской историей» был загублен безвозвратно. Мало того, что Shell попыталась «кинуть» российский бюджет, так еще и оказалось, что разговоры о том, что иностранцы более цивилизованно разрабатывают недра, чем русские, мягко говоря, неправда.
Тут же и «Газпром» внезапно прекращает переговоры об участии иностранных компаний в разработке Штокмановского месторождения. И вместо шорт-листа у него получается аут-лист. «Штокман будем разрабатывать самостоятельно», — заявляет глава «Газпрома» Алексей Миллер.
И вот уже ТНК-ВР получает налоговых претензий на сумму почти $1,5 млрд. Больше было доначисленно только ЮКОСу. А глава British Petroleum признает возможность продажи российской части ТНК-ВР «Газпрому». Так что, видимо, газовому монополисту придется раскошелиться на еще одну крупную покупку.
Цена независимости
Политика усиления роли государства в нефтегазовом секторе осуществляется руками двух компаний — «Газпрома» и «Роснефти». Причем преимущественно — «Газпрома». В результате концерн просто-напросто может «надорваться». Вместо того, чтобы инвестировать в добычу, «Газпром» вынужден покупать «Сибнефть» за $13 млрд. Контроль над Sakhalin Energy обойдется ему еще в $7,45 млрд. Самостоятельная разработка Штокмана тоже увеличивает расходы компании. Если цены на нефть будут и дальше держаться на высоком уровне, особых проблем у «Газпрома» возникнуть не должно, но если они серьезно снизятся, газовому монополисту придется туго.
Как и в случае с ЮКОСом, государство вынуждено не столько выстраивать собственную стратегию, сколько реагировать на внешние условия. Абрамович хочет продать «Сибнефть»? — Надо ее купить, чтобы иностранцам не досталась. Газ заканчивается? — Надо повышать цены. На Сахалине творятся безобразия? — Надо выкупать проект. Сплошная рефлексия.
Впрочем, сквозь эту рефлексию проглядывают зачатки стратегии. Страна учится отстаивать свои интересы. Пока топорными методами, но все же.
Нефтепродукты на eOIL.RU по материалам Росбалт