Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/mogut-li-strany-azii-rasschityvat-na-rossijskuyu-neft/4521/
|
Сегодня, когда нефть с недавно введенного в эксплуатацию месторождения у российского тихоокеанского побережья начала поступать в Индию и другие регионы Азии, уместно задаться вопросом: могут ли азиатские страны быть уверены в надежности российских поставок?
Россия — один из ключевых игроков на энергетическом поле: она является крупнейшим в мире экспортером природного газа, а по объему экспорта нефти уступает только Саудовской Аравии. Кроме того, у нее есть все возможности еще больше увеличить свои поставки за счет новых клиентов, сообщают Promved.ru.
Главным партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, судя по всему, станет Китай. Это отнюдь не обрадует Токио. У Соединенных Штатов не может не вызвать озабоченности тот факт, что энергетическая безопасность их главного союзника в Азии окажется под угрозой, а львиную долю будущих долгосрочных нефтегазовых контрактов Россия обещает застолбить за Пекином. Европу же, судя по всему, беспокоит вероятность того, что экспорт российских энергоносителей в Азию приведет к уменьшению поставок странам ЕС. Отношения Японии с Россией страдают из-за давнего территориального спора. Что же касается Пекина и Москвы, то они в 2004 г. окончательно покончили с взаимной враждебностью, урегулировав все оставшиеся проблемы и подписав договор о границе.
На встрече с группой иностранных журналистов и ученых в сентябре российский президент Владимир Путин подчеркнул, что отношения между Москвой и Пекином сегодня хороши как никогда, и существуют все предпосылки для их сохранения на том же уровне в долгосрочной перспективе. Он добавил, что Россия планирует резко увеличить экспорт энергоносителей в страны Азии, доведя за 10-15 лет долю этого региона в общем объеме поставок до 30% (вместо нынешних 3%).
Два многомиллиардных проекта по добыче нефти и газа с морских месторождений у острова Сахалин, осуществляемые в основном иностранными компаниями, недавно попали в немилость к российским надзорным органам. Большинство наблюдателей рассматривает это как попытку российских государственных нефтегазовых и транспортных монополий взять под контроль энергоресурсы и распределительную инфраструктуру в Сибири и на тихоокеанском побережье в контексте подготовки к масштабным их поставкам в Азию.
В отношении проекта «Сахалин-1», реализуемого консорциумом во главе с ExxonMobil, этот поворот совпал по времени с началом экспортных поставок. В отношении другого проекта, «Сахалин-2», новый лидер Японии Абэ предупреждает: насильственное изменение условий контракта или затяжка с его осуществлением «негативно отразится на наших отношениях с Россией в целом».
Японские электроэнергетические компании уже подписали с консорциумом, возглавляемым Shell, который реализует проект «Сахалин-2», долгосрочные контракты на поставку газа начиная с 2008 г. в объеме, позволяющем удовлетворить до 10% от общей потребности страны в «голубом топливе». Две крупные японские компании — Mitsui и Mitsubishi — владеют соответственно 25 и 20% акций проекта, стоимость которого, по оценкам, должна составить 20 миллиардов долларов.
Китай, в свою очередь, жаждет замкнуть на себя поставки российской нефти и газа по трубопроводам (по запасам природного газа Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти — восьмое). В прошлом году Китай закупил в России почти 13 миллионов тонн нефти: это составляет чуть больше 10% его общего импорта. С 1999 г., когда Китай импортировал российскую нефть в незначительных объемах, доля поставок из этой страны неуклонно растет.
Сегодня Россия уже занимает четвертое место среди экспортеров нефти в Китай после Анголы, Саудовской Аравии и Ирана. Поставки увеличивались бы еще быстрее, если бы их не приходилось в основном осуществлять по железной дороге. Путин дал понять, что после сооружения в ближайшие годы новых нефте- и газопроводов, ведущих в Китай, объем экспорта будет увеличен. Однако в прошлом Россия не всегда выполняла свои обещания в энергетической сфере. В этом году ее нефтяные поставки в Китай, скорее всего, не превысят 11 миллионов тонн — на 4 миллиона тонн меньше, чем прогнозировалось. Кроме того, часть нефтегазовых запасов в Сибири пока не относится к категории доказанных.
Москва до сих пор не сделала четкого заявления относительно маршрута трубопровода, прокладываемого на восток из сибирского Тайшета: будет ли он предназначен в первую очередь для транспортировки нефти в Китай, или по нитке, ведущей к тихоокеанскому побережью, она будет поставляться Японии и другим потребителям. На данном этапе, однако, представляется, что победителем из состязания за российские энергоносители выйдет Китай.