Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/nesbytochnye-fantazii-pravitelstva/4365/
|
В субботу наше правительство внесло проект федерального бюджета на 2007 год в Госдуму. Оно называет его бюджетом развития. Вполне симпатично для власти и другое определение – «самый социальный бюджет». Основные параметры бюджета правительство приняло еще в конце июня. После этого главный финансовый документ страны прошел «нулевое» чтение в Госдуме. Теперь ему предстоит пройти еще четыре чтения в парламенте.
Согласно разработкам Минфина с учетом «нулевого» чтения в Госдуме, профицит бюджета должен составить 1,501 триллиона рублей, или 4,8 процента от ВВП. Доходы запланированы на уровне 6,965 триллиона рублей (22,3 % от ВВП), а расходы – 5,463 триллиона рублей (17,5 % от ВВП). В Стабилизационный фонд планируется отправить 1,690 триллиона рублей. Бюджет верстался из расчета средней цены на нефть марки Urals в 61 доллар за баррель.
Вместе с бюджетом правительство одобрило прогноз социально-экономического развития страны на 2007 год и параметры прогноза до 2009 года, согласно которым планируется рост ВВП в 2007 г. – на 6 %, в 2008 – на 5,8 %, а в 2009 – на 5,9 %. Инфляцию за три года планируется сократить до 4-5,5 %. Бюджет-2007, как и все последующие планы, основывается на убеждении, что цена на нефть будет падать. Согласно прогнозам правительства, в 2008 г. нефть будет стоить 54 доллара за баррель, а к 2009 г. ее стоимость упадет до 48 долларов за баррель.
Экспертное сообщество уже окрестило бюджет-2007 самым «нефтяным» за всю историю России. Более 90 % прироста бюджета дадут доходы от экспорта нефти и газа, что свидетельствует об опасном перекосе российской экономики. Она продолжает базироваться на нефтегазовой сфере, где занято всего 1,2 % рабочей силы, причем общее число занятых и членов их семей не превышает 10 млн. человек (и то, если туда включить все смежные отрасли).
20 августа вступило в силу постановление правительства, вводящее рекордно высокие экспортные пошлины на нефтепродукты. Теперь пошлина на вывоз легких и средних дистиллятов, газойлей, бензола, толуола, ксилолов, пропана, бутанов, этилена, пропилена, бутилена, бутадиена, а также прочих сжиженных газов, которая ранее составляла 146,9 долл. за тонну, повышена до 158,1 долл. Экспортная пошлина на топлива жидкие, смазочные масла и отработанные нефтепродукты увеличена до 85,2 долл. за тонну. Подобные меры повышают доходы российского бюджета, но не решают главной проблемы экономики России, которая слишком отличается от арабских монархий, чтобы позволить себе жить исключительно за счет экспорта энергоресурсов.
Пока вопреки всем прогнозам наших чиновников цены на энергоносители продолжают расти, в настоящее время нефть стоит около 72 долларов за баррель, экспортируемая Россией марка URALS – 66,5 долларов. Но очевидно, что в случае падения цен последствия могут быть самыми катастрофическими и тут не поможет никакой Стабилизационный фонд. Отечественные и зарубежные эксперты (кто с тревогой, кто с надеждой) говорят о том, что в этом случае Россия повторит судьбу Советского Союза. И хотя не следует сводить причины распада СССР только к разрушительному влиянию нефтяной иглы, несомненно, что падение нефтяных цен было одной из основных причин кризиса советской экономики в конце 1980-х гг. И поэтому катастрофические прогнозы для куда более зависимой от нефтегазовой иглы современной России представляются вполне обоснованными. Главный вопрос в том, а могут ли в современной ситуации цены на энергоносители вновь упасть?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо напомнить о том, что было причиной колебания нефтяных цен. До начала 1970-х торговля нефтью, добывавшейся в развивающихся странах, контролировалась несколькими транснациональными корпорациями (ТНК), большая часть которых базировалась в США. Тогда цена нефти определялась не рынком, а произвольно устанавливалась американскими нефтяными компаниями и была очень низкой (3-4 долл. за баррель).
Мусульманские страны-экспортеры совершили подлинную революцию на нефтяном рынке в начале 1970-х гг., когда большинство из них национализировало нефтяную отрасль и начало устанавливать цены на нефть в одностороннем порядке. Они использовали арабо-израильскую войну 1973 г. как повод для введения нефтяного бойкота государств Запада, поддерживавших Израиль. В результате последовавшей паники на нефтяном рынке цена подскочила в несколько раз – до 12 долл. за баррель в 1974 г. С тех пор мировая цена на нефть во многом определяется политикой Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Следующее повышение цен на нефть произошло на рубеже 1970-1980-х годов, когда в результате исламской революции в Иране, вновь возникла паника на нефтяном рынке. На этот раз цена на баррель подскочила до 36-40 долл. за баррель. Через несколько лет она резко упала, но все равно осталась куда более высокой, чем в 1970-х гг. И это остается правилом: даже если после очередного взлета рынок откатывается назад, цена на нефть уже не возвращается к исходному уровню, а все равно остается намного выше.
Приход к власти в России В. Путина совпал с началом очередного роста нефтяных цен. В отличие от прошлых лет – это не результат паники на рынке, вызванной очередным кризисом на Ближнем Востоке, а тенденция, рожденная особенностями формирования глобального нефтяного рынка в течение последнего десятилетия.
На рынке появились новые крупные потребители, чьи нефтяные аппетиты стабильно растут. По уровню потребления нефти на второе место в мире вышел Китай, обогнавший по этому показателю Японию. Хотя значительная часть потребностей Поднебесной удовлетворяется за счет собственной добычи (в 2005 г. около 180 млн. тонн), этого явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить постоянно растущий спрос на нефть (более 300 млн. тонн).
Другим крупнейшим потребителем нефти стала Индия, чей уровень потребления практически сравнялся с крупнейшим потребителем среди европейских стран – Германией. Постоянно увеличивается потребление нефти в Бразилии и в других активно развивающихся странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В результате роста внутреннего спроса вчерашние экспортеры нефти превращаются в ее импортеров (так произошло с членом ОПЕК Индонезией).
Таким образом, нынешний рост нефтяных цен – это не только результат очередного кризиса на Ближнем Востоке, а в первую очередь следствие появления на мировом рынке новых потребителей, которыми стали быстро набирающие силу гиганты – Китай и Индия, а также многочисленная группа других развивающихся государств. Нет никаких оснований полагать, что рост потребления новыми потребителями нефти прекратится. Наоборот, скорее всего, он будет нарастать все больше.
Для стран-экспортеров нефти такая ситуация безусловно выигрышная, так как они значительно меньше, чем ранее зависят от США и Западной Европы, которые долгое время были основными потребителями. В этих условиях громко провозглашенный Западом лозунг диверсификации своего энергопотребления и преодоления своей излишней в этом плане зависимости от непредсказуемой и авторитарной России выглядит в современной ситуации, по меньшей мере, странным. В отличие от прошлого, в условиях сложившегося дефицита нефти и газа на мировом рынке политику диверсификации проводят не импортеры, а экспортеры энергоресурсов.
Зависимость от производителей энергоресурсов несовместима с однополярным миром и несет реальную угрозу статусу США как единственной сверхдержавы. В этих условиях Вашингтон стремится снизить масштабы импорта нефти, повысить уровень ее добычи внутри страны и в максимально сжатые сроки перейти на энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии. Но может ли это оказать влияние на мировые цены на нефть? Вряд ли. Уже много лет добыча нефти в США падает, и по уровню добычи их опередила Саудовская Аравия, а затем и Россия. Если не остановить рост потребления, то доказанных резервов нефти хватит США в лучшем случае лет на десять. Аналогичным образом наблюдается падение уровня добычи нефти в Великобритании, которая остается крупнейшим (после Норвегии) европейским производителем нефти, но имеет все шансы уже в скором времени превратиться в ее импортера.
Еще одним важным фактором дальнейшего роста цены на нефть является истощение легко доступных и давно освоенных ее месторождений. Добыча нефти все более перемещается в отдаленные и труднодоступные районы с тяжелыми климатическими условиями, а также в прибрежные шельфовые зоны, что неизбежно ведет к ее удорожанию. При этом переход человечества на принципиально новые альтернативные источники энергии продолжает оставаться делом отдаленного будущего.
Степень уязвимости США от импортной нефти наглядно демонстрирует ухудшение взаимоотношений Вашингтона с важнейшими поставщиками – Саудовской Аравией и Венесуэлой. Даже в случае успеха американских попыток обеспечить альтернативные поставки нефти из Африки и Центральноазиатского региона, это не решает проблемы энергобезопасности США и сохранения «Pax Americana». Поэтому ныне Вашингтон стремится осуществить проект «Большого Ближнего Востока» и таким путем установить свой контроль над 62 % доказанных мировых запасов нефти и более 40 % газа. Опасные геополитические эксперименты США на Ближнем Востоке, где сконцентрированы главные нефтяные богатства планеты, еще долго будут оставаться причиной роста цен на энергоносители.
Как видим, ситуацию на мировом рынке энергоносителей ныне определяют несколько факторов, которые способствуют росту цен и имеют долговременный характер. Так что нет никаких оснований рассчитывать на их снижение в ближайшие годы. В то же время, очевидно, что даже в условиях сохранения высоких нефтяных цен Россия не может уподобляться Кувейту или Саудовской Аравии и продолжать сидеть на нефтяной игле. Успешное будущее России может обеспечить лишь основанная на новых технологиях сбалансированная и конкурентоспособная экономика. Но, судя по нынешнему бюджету, построение такой экономики не является приоритетной задачей для нынешнего правительства. Оно готово и дальше хоронить получаемые сверхдоходы в Стабфонде, который создан под предлогом возможности обвала нефтяных цен). Или закупать на них иностранные акции и тем самым финансировать экономику чужих, часто совсем не дружественных России, государств. Словом, направлять их куда угодно, но только не на модернизацию собственной страны, которой достаются лишь жалкие крохи от ныне изобильного нефтегазового пирога.