Об изменении схемы продажи нефти ЛУКОЙЛ сообщил в отчете по РСБУ за I квартал: с 2010 г. компания экспортирует нефть, которую добывают ее «дочки», только по договорам комиссии. Не участвует она и в реализации нефти на внутреннем рынке: теперь этим занимаются нефтедобывающие предприятия группы.
Это привело к снижению выручки головной компании — ЛУКОЙЛ в 14 раз по сравнению с тем же периодом 2009 г. до 8,6 млрд руб., чистая прибыль сократилась вдвое до 7,2 млрд руб. В структуре доходов компании больше нет выручки от продажи нефти (в 2009 г. на нее приходилось 96% выручки, 516,6 млрд руб.).
В 2004-2006 гг. ЛУКОЙЛ сам продавал большую часть нефти своих «дочек», а также экспортировал их топливо; в 2007 г. передал функции экспортера нефтепродуктов своим НПЗ. Теперь очередь за нефтью.
Решение о переходе на новую схему продаж связано с «маркетинговой ситуацией в России», сказал представитель ЛУКОЙЛа. Новый порядок позволит сохранить выручку и прибыль внутри добывающих компаний, пишут
Ведомости.
Новая структура продаж прозрачнее прежней, но «дочкам» придется стать более активными, чтобы выгодно продавать нефть на внутреннем рынке.
Конкуренты ЛУКОЙЛа экспортируют нефть по-разному. «Роснефть» — через головную компанию. В ТНК-ВР для каждого случая принимается индивидуальное решение.