Как мы уже неоднократно отмечали, внутренний оптовый рынок чутко реагирует на изменения мировых цен на нефть. К 24 февраля мировые нефтяные котировки достигли локального пика $78 за баррель и легли в основу формирования внутренних цен на нефть, закупленную для переработки в марте на отечественных НПЗ. Так, цена мартовской нефти для Московского НПЗ поднялась, примерно, на 600 р/тн по отношению к февральской, что отразится на росте оптовых цен на нефтепродукты. Поддержку росту цен окажет и снижение экспортной пошлины на $11,5 за тонну, что эквивалентно росту внутренних цен еще, примерно, на 330-350 р/тн. Однако, эти общие тенденции формируют не столько сами цены, сколько вектор направления цен в марте. В реальности, нефтяники ориентировались и будут ориентироваться на текущие мировые котировки цен на нефтепродукты и будут выдерживать принцип равнодоходности продаж. Если спрос в Европе оживится, то это немедленно отразиться на внутренних ценах.
Следует учитывать, что год назад посткризисный март дал прибавку роста мировых цен почти на 30%. Нет гарантий, что история повторится в 2010 г., но по многолетним наблюдениям март всегда был месяцем пробуждения, месяцем повышенного спроса и, соответственно, месяцем ценового роста.
Оптовые цены Московского рынка уже частично начали отыгрывать подорожавшую нефть. За последнюю неделю февраля Московские нефтяники подняли цены на бензины и летнее дизельное топливо от 300 до 500 р/тн. И это не предел. В марте рост цен продолжится и, возможно, установится в следующих пределах:
— Аи-95 от 24300 до 24700 р/тн;
— Аи-92 от 22800 до 23200 р/тн;
— Аи-80 от 20500 до 21500 р/тн;
— ДТ Л-0,2-62 от 15700 до 16800 р/тн;
— ДТ (ЕН590), сорт Е от 17400 до 16800 р/тн.
Следует также учитывать, что фиксация цен на дизельное топливо для посевной компании может перекосить прогноз в сторону опережающего роста цен на высокооктановые бензины. Такая мера позволит нефтяникам сбалансировать финансовый итог в целом по процессингу мартовской нефти.
Розничный рынок.
Вялое снижение розничных цен на АЗС, начавшееся в декабре вопреки ожиданиям дальнейшего снижения, прекратилось в феврале. Исходя из завышенной против обыкновения рентабельности продаж на АЗС, достигающей 17% по бензинам и 21% по дизельному топливу, мы прогнозировали снижение цен на АЗС, но московские нефтяники решили иначе. Возможно, они в преддверии роста оптовых цен решили «набрать жирок» перед «голодными» летними месяцами, возможно по какой либо другой логике, но снижение не состоялось. И, предположительно, не состоится в марте на фоне прогнозируемого роста оптовых цен.
По состоянию на 24 февраля средние розничные цены на АЗС по данным Московской Топливной Ассоциации составляли:
-Аи-95 23,31 р/л;
-Аи-92 21,49 р/л;
-Аи-80 18,94 р/л;
— ДТ 19,36 р/л.
При нынешнем соотношении розничных и оптовых цен, рентабельность АЗС с учетом затрат на транспортировку и операционные расходы представлена в табл.
Номенклатура |
Средние оптовые цены, р/тн |
Средние оптовые цены, р/л |
Средние цены на АЗС по данным МТА, р/литр |
Доходность, АЗС за минусом транспортных и операционных расходов, % |
Доходность АЗС за минусом транспортных и операционных расходов(1,5 р/л.), руб./литр |
Аи-95 |
24 000 |
18,48 |
23,31 |
17% |
3,33 |
Аи-92 |
22 500 |
17,33 |
21,49 |
14% |
2,67 |
Аи-80 |
20 100 |
14,87 |
18,94 |
16% |
2,57 |
ДТ,зим(-15) |
17 000 |
14,45 |
19,36 |
21% |
3,41 |