Обзоры
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/review/kostyukov/36862/
|
В продолжение темы ценовых формул ФАС и Минэнерго наш эксперт Виктор Костюков предлагает вниманию читателей свой материал.
Все чаще и чаще на нефтяных порталах появляются сообщения о государственном регулировании внутренних цен на нефтепродукты. Два ведомства — Министерство энергетики и ФАС — соревнуются между собой разработками методов расчета «справедливых цен» на нефтепродукты. При этом ФАС «специализируется» в основном на розничном рынке нефтепродуктов, а МинЭнерго на биржевом рынке.
Обе инициативы свидетельствуют о том, что вопреки теориям лабораторных экономистов-идеалистов, не удалось создать в России рыночную конкурентную среду, отечественный рынок на нынешнем этапе его развития оказался неспособен «сам себя регулировать». Ценообразование остается не прозрачным, внутренние цены завышены, затраты на закупку нефтепродуктов начинают тормозить экономику, ФАС не вылезает из судов и, как правило их проигрывает. На этом фоне и возникли идеи у государственных чиновников обеспечить рынок ценовыми индикаторами.
Базовым фундаментом для обеих методик является экспортная альтернативная цена, («нетбэк-цена» по терминологии МинЭнерго). По предлагаемой методике (http://minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/) нет-бэк цена рассчитывается для каждого из НПЗ России по котировкам общепризнанных мировых агентств энергетической информации, например Platts, Argus, а далее увеличивается на величину так называемого дифференциала D. В проекте методики дифференциал D предлагается принять равным 20%. При этом предполагается, что поправка 20% перекроет ценовые колебания внутреннего рынка относительно мировых цен, вызванные всевозможными непредсказуемыми обстоятельствами. К тому же 20% не противоречит статье 40 Налогового кодекса как предельный уровень, превышение которого дает право налоговым органам проверять правильность применения цен по сделкам.
На собственном материале мы решили проверить, насколько дифференциал D в 20% соответствует реальному соотношению между экспортной альтернативной ценой и фактической на московском рынке нефтепродуктов. В качестве примера нами взяты данные ежедневного мониторинга реальных оптовых цен дизельного топлива Л-0,2-62 на Володарской ЛПДС (зеленая линия) и экспортной альтернативы, рассчитанной по котировкам Gasoil на базисе АРА Лондонской ICE (синяя линия).
Здесь же приведена красная линия, отображающая индикативную цену (нет-бэк цена +20%)
Как видно из графика спотовые цены, как правило, укладываются в предлагаемый Минэнерго 20%-ный интервал. Коэффициент корреляции между реальной и расчетной альтернативной ценой составляет 0,91, что свидетельствует об уже давно существующей связи внутренних цен с мировым рынком. Здесь МинЭнерго не открыло ничего нового. Нефтяники уже давно рассчитывают внутренние цены исходя из равнодоходности экспортных и внутренних продаж. Инициатива МинЭнерго в этом смысле не несет в себе ничего нового как по процедуре, так и в логике ценообразования внутреннего рынка. Она как бы формализует уже устоявшийся на практике ценовой коридор, приводит его к юридической норме.
Более того, существует опасность в том, что нефтяники, оставаясь монополистами, примут цифру 20% не как предельно допустимую, а как стандарт, как некую индульгенцию от правительства на повышение цен. В таком случае цена внутреннего рынка будет уже всегда превышать на 20% экспортную альтернативу. Вроде все законно, нарушений нет, а экономика и покупатели в проигрыше.
В методике МинЭнерго спорной является только величина самого дифференциала -20%. Потребители будут требовать его снижения до 5%, максимум – 10%, нефтяники будут отстаивать цифру 20% и требовать расширения в еще большую сторону.
Как вариант, вношу предложение дифференциал D устанавливать директивами правительства помесячно или поквартально, исходя из компромисса между нефтяниками, бюджетом и общей экономической ситуацией в России. В любом случае предлагаемая методика может стать острым инструментом управления рынком нефтепродуктов.
Методика расчета ценовых индикаторов, разрабатываемая в антимонопольном ведомстве пока не опубликована. Но и здесь по заявлениям г-на Артемьева в качестве базового параметра будет использована экспортная альтернатива. Остается только согласовать в правительственных коридорах величину поправки. Какая она будет — 5, 10, 15 или 20 процентов остается ждать не долго. До первого марта.