Любой прогноз – неблагодарное дело, в реальной жизни возникает множество факторов, разру-шающих его. Тем не менее, мы пытаемся заглянуть в будущее, осознавая возможное несовпадение с реальностью. Невозможно предсказать конкретные цены, даты событий, но, опираясь на общие тенденции в эко-номике и процессы на рынке нефти, мы пытаемся определить не столько цены, сколько тренд развития це-новой конъюнктуры рынка. Мы не призываем наших читателей полностью доверяться прогнозу, но находим возможным поделиться собственными соображениями и с нашими клиентами и с нашими партнерами.
Итак, исходным параметром в прогнозе являются котировки нефти на западных биржевых площад-ках. На основе этих котировок нефтяники формируют внутренние цены нефти, поставляемой на отечественные НПЗ. Далее, исходя из параметров роста или снижения цен на нефть, изменения экспортных пошлин, сезонного спроса, рассчитывается поправка на цены нефтепродуктов, произведенных из новой нефти. Такой метод расчета можно назвать идеализированным, поскольку он не учитывает возможные технические сбои на заводах, на железнодорожном (трубопроводном) транспорте, погодные аномалии, заявления политиков, и множество других факторов. Например, необычно суровые и продолжительные морозы нынешней зимы оставили московский регион без дизельного топлива, соответствующего по качеству этим самым морозам. В результате топливо Московского НПЗ марки ТДА (ЕН590) сорт Е с температурой фильтруемости до минус 15 градусов осталось невостребованным, а цена на него рухнула с 22000 р/тн до 17000 р/тн. Цена на привоз-ное топливо, ранее не конкурентное на московском рынке, подпрыгнула до 21000-25000 р/тн. Или, напри-мер, декабрьские сбои прокачек нефтепродуктов от МНПЗ до ВЛПДС, обусловленные внеплановыми ре-монтными работами на продуктопроводе. Кто мог это предсказать?
Оптовый рынок
Фундаментальным параметром для прогноза является цена нефти, которую определяет мировой ры-нок на биржевых площадках. Через экспортную альтернативную цену нефтяники устанавливают внутрен-нюю цену для переработки на собственных НПЗ. Нефть, закупленная для переработки на Московском НПЗ в феврале (7900-8000 р/тн), примерно на одну тысячу рублей ниже январской цены. Это обстоятельство дает основание полагать, что нет объективной причины для роста оптовых цен. Повышение с первого февраля экспортной пошлины на 2,5 доллара не окажет существенного влияния на цены. Более того, в силу низкого сезонного спроса может быть снижена цена на бензин марки Аи-92. Потребление бензина Аи-95 и Аи-80 в Московском регионе в меньшей степени подвергнуто сезонному фактору и поэтому нынешние цены могут перейти в февраль без существенных изменений.
Объемы потребления дизельного топлива в зимний период традиционно растут за счет потребите-лей для отопительных целей. Если в феврале морозы ослабнут до минус 10°С, то спрос на московское зим-нее топливо ТДА сорт Е поднимет цены с нынешних 17100 р/тн до 18000 р/тн.
В результате нам представляется Московский оптовый рынок в следующем ценовом диапазоне:
— Аи-95 от 23500 до 24000 р/тн;
— Аи-92 от 21500 до 22000 р/тн;
— Аи-80 от 19000 до 20000 р/тн;
— ДТ Л-0,2-62 от 15000 до 15500 р/тн;
— ДТ (ЕН590), сорт Е от 17500 до 18000 р/тн.
Розничный рынок
С декабря началось вялое снижение розничных цен на АЗС. За период декабрь-январь снижение на высокооктановые бензины составило в среднем 95 коп/литр (-4%), на дизельное топливо – 60 коп/литр(-3%) По состоянию на 25 января средние розничные цены на АЗС по данным Московской Топливной Ассоциации составляли:
-Аи-95 23,33 р/л;
-Аи-92 21,51 р/л;
-Аи-80 18,94 р/л;
— ДТ 19,38 р/л.
При нынешнем соотношении розничных и оптовых цен, рентабельность АЗС с учетом затрат на транспортировку и операционные расходы представлена в таблице.
Согласно таблице, рентабельность АЗС значительно превышает среднестатистические уровни, дос-тигая 17-20%. И ФАС, и нефтяники видят эти цифры, и, понимая ответственность перед государством и обществом, обязаны продолжить политику снижения розничных цен. Будем надеяться, что так оно и будет. К концу февраля можно ожидать снижения цен розницы еще на 30-40 коп/литр относительно нынешних цен.
Виктор Костюков, ЗАО «Алгоритм»