На прошедшей неделе на российском рынке наблюдались разнонаправленные тенденции. Цены на основные марки бензинов и летнее дизтопливо снижались, в то время как зимнее дизтопливо составляло исключение и дорожало.
Было очевидным, что динамику цен на топливо в России в конце года в большей степени диктуют метеоусловия.
Морозы, установившиеся на большей части территории страны, вызвали резкий спрос на зимний дизель. Перебои с ДТЗ вызвали его подорожание, как в опте, так и в рознице. К примеру, на Володарской ЛПДС на прошедшей неделе топливо ТДА(ЕН590), сорт Е (зимнее) поднималось до 19200 руб. за тонну.
Вместе с тем, потепление в конце недели изменило общую картину. В некоторых округах европейской части страны цены на летний дизель испытали небольшие изменения в сторону повышения, хотя в Сибири понижение цен на это топливо дизель сохраняется.
Благоприятный прогноз погоды на последние дни 2009 г. — начало 2010 г. способен сохранить уровень цен в разумных границах. Многое будет зависеть также от того, сумеют ли НПЗ произвести необходимые для рынка объемы ДТЗ.
Между тем ряд трейдеров оценивали ситуацию на этой неделе, как разнонаправленную, а в некоторых регионах даже «аномальную». Особенно это отразилось на сфере экспорта. На рынке фиксировались случаи, когда одни компании продавали топливо по заниженным ценам, другие – наоборот, покупали его по весьма завышенным. Так, с уфимского базиса с поставкой на экспорт через Вентспилс Аи-92 продавался по 15900-16000 руб. за тонну, при этом с Уфы на Казахстан Аи-92 «шел» по 19000 руб. за тонну.
Экспортная альтернатива по дизтопливу с Уфы через Вентспилс составляла 12900-13000 руб. за тонну.
Как и на прошлой недели, внешней поддержкой рынка выступают такие факторы мировых цен на нефть, как решение ОПЕК о сохранении квот производства сырья в неприкосновенности, статистика снижение нефтяных запасов в США.
Последняя полная рабочая неделя года, по мониторингу ЭТП eOil.ru, прошла на фоне роста активности участников торгов. Перед новогодними каникулами количество операций на площадке резко увеличилось. Это объясняется тем, что покупатели стремились запастись топливом на период праздников, а продавцы срочно сбросить объемы и зафиксировать прибыль.
На площадке eOil.ru цена на ДТЗ с 18 декабря значительно выросла за прошедшую неделю с 15 752 руб. до 16 192 руб.
Индекс eOil.ru на ДТЗ (Черкассы)
Цена на бензины АИ-92 и АИ-95, а также летнее дизельное топливо на этой неделе была в понижающемся тренде с чуть заметным повышательным движением в конце недели.
С 18 декабря по 25 декабря индекс цен площадки eOil.ru Черкассы на АИ-92 опустился с 17975 руб. до 17628 руб. Между тем, 24 декабря цена «просела» до 17571 руб. и на следующий день немного поднялась.
Индекс eOil.ru на бензин АИ-92 (Черкассы)
Одним из основных факторов активизации рынка стали также заключенные на рынке сделки на январские поставки сырой нефти.
Одной из крупных сделок по сырью, заключенных на площадке eOil.ru, стала покупка партии сырой нефти объемом 5000 тонн с поставкой в Казахстан, цена сделки составила 8250 руб. за тонну.
Между тем, по итогам завершившихся на этой неделе торгов на нефть с поставкой на башкирские НПЗ, цена этого сырья установилась на уровне 7200 руб. за тонну.
С 19 по 25 декабря включительно на eOil.ru было выставлено 276 лотов. Наибольшее количество лотов – по ДТЛ, ДТЗ, а также мазуту М-100. Среди бензинов лидировал АИ-92.
В общей сложности на площадке eOil.ru была заключена 31 сделка. Сумма сделок за неделю составила 1 659 118 000 руб.
Сделки заключались по нескольким товарным позициям: по мазуту-100, по бензинам Нормаль-80,АИ-92, АИ-95, по ДТЛ и ДТЗ, по сырой нефти, а также по смеси пропана и бутана технических (СПБТ) и ортоксилолу. Лидером спроса стал мазут М-100, также в авангарде продаж закрепились такие нефтепродукты как ДТЗ и ДТЛ.
Самая крупная сделка недели произошла 24 декабря, было продано 20000 тонн ДТЛ по цене 13850 руб. за тонну. Базис поставки – Никольское.
Максимальную активность в торгах показали регионы: Республика Башкортостан, Украина, Хабаровский край.