На автозаправочных комплексах Центрального и Северо-Западного регионов наблюдаются перебои с зимним дизтопливом.
Запасы качественного сезонного ДТЗ в указанных регионах были израсходованы за неделю. Вопрос стоит остро преимущественно для грузового, дальнобойного транспорта, бюджетных организаций, заправляющихся по пластиковым топливным картам. В настоящее время на АЗС ряда компаний, в частности «ЛУКОЙЛа», вообще прекращен отпуск дизтоплива по картам.
Дефицит топлива связан в первую очередь с неожиданно сильными и достаточно продолжительными морозами, ударившими по Европейской части России неделю назад.
В этих условиях нефтеперерабатывающие заводы не успели снабдить сети АЗС достаточным количеством топлива, пригодным для заправки. Проблема осложнилась тем, что, как правило, в начале зимы в регионах появляется большой объем «бодяжной» дизельки, которая также не отвечает условиям сильных холодов.
В центральном регионе на ситуацию влияют также особенности поставок с Московского НПЗ. По оценке эксперта ЗАО «Алгоритм. Топливный интегратор» Виктора Костюкова, предприятие сегодня не способно выпускать ДТЗ достаточно высокого качества. «В тот момент, когда начались морозы ниже -15, продажи дизельки на заправках, закупающих топливо на МНПЗ, упали практически до нуля. Зато на заправках компаний, выпускающих качественный зимний дизель («ЛУКОЙЛ», «Роснефть», ТНК-ВР) реализация выросла от 2 до 3 раз». Трейдеры, работающие в Центральном регионе говорят о гораздо большем росте реализации зимнего дизтоплива в указанный период – более, чем в десять раз. Между тем, на заправках ТНК-BP еще до возникновения дефицита цена сезонного топлива была снижена на 50 коп. за литр.
Наблюдатели различны во мнениях о том, когда нормализуется ситуация. Некоторые говорят, что за оставшуюся до Нового года неделю ее удастся разрешить. По другим оценкам, дефицит ликвидируют только после новогодних праздников. НПЗ – предприятия, работающие по четкому плану, резко увеличить объем выпускаемого топлива не могут. Кроме того, для доставки свежего дизеля нужно заказывать и согласовывать дополнительный транспорт.
Дефицит ДТЗ уже привел к росту цен на бензоколонках. Пока неясно, как на это отреагирует ФАС, на момент выхода новости служба официально не комментировала ситуацию.
Индекс eOil.ru на ДТЗ (Москва)
Ситуация с дефицитом зимнего дизтоплива отражена в индексах торговой площадки eOil.ru. Так, в конце прошлой недели произошел подъем цен на этот нефтепродукт. На графике спреда мы видим значительное увеличение эффективности поставок замнего дизтоплива на московском базисе относительно уфимского.
Спред. eOil.ru: ДТЗ (Москва)/ДТЗ (Черкассы)
В настоящее время морозы в Центральном регионе ослабли, поэтому острота спроса может снизиться – при незначительных морозах можно использовать и летний дизель. Вместе с тем, большое количество перевозок совершается между регионами, и водители не хотят рисковать. Поэтому спрос на зимнее топливо скорее всего останется на текущем уровне.