Отчеты
|
https://www.oilexp.ru/oilstat/report/opec-rynok-frakhta-ot-15-yanvarya-2025/336688/
|
Грязные спотовые фрахтовые ставки в последний месяц года демонстрировали разнонаправленную динамику, снижаясь на маршрутах в Азию и с Ближнего Востока, и одновременно укрепляясь в Атлантическом бассейне и Средиземноморье.
На маршруте Ближний Восток — Восток ставки спотового фрахта VLCC в декабре упали на 18 %, в то время как ставки на маршруте Западная Африка — Восток снизились на 11 %.
На рынке Suezmax ставки на маршруте США-Побережье Персидского залива-Европа частично восстановили потери предыдущего месяца, поднявшись на 9% м/м.
Спотовые ставки на Aframax выросли на всех отслеживаемых маршрутах, кроме Индонезии на Восток, где наблюдалось падение на 10% м/м. На маршруте Карибский бассейн — Восточное побережье США удалось свести на нет большую часть резких потерь предыдущего месяца: рост составил 42% м/м, а на маршрутах Med вырос примерно на 15% м/м.
На рынке чистых танкеров ставки в Восточном Суэце выросли в среднем на 1% м/м, в то время как ставки в Западном Суэце продемонстрировали высокие показатели, увеличившись на 20% м/м.
Спотовые поставки
В декабре мировые спотовые поставки снизились по сравнению с предыдущим месяцем, составив в среднем 12,6 млн баррелей в сутки, что представляет собой падение на 1,3 млн баррелей в сутки, или около 9%, по сравнению с предыдущим месяцем. По сравнению с декабрем 2023 года мировые спотовые поставки снизились на 1,8 млн баррелей в сутки, или на 12%.
Объем поставок с Ближнего Востока на Восток снизился на 0,6 млн баррелей в сутки, или на 8%, за месяц, составив в среднем 6,3 млн баррелей в сутки. Однако по сравнению с прошлым годом объем поставок по этому маршруту вырос на 0,5 млн баррелей в сутки, или на 9%.
В декабре спотовые поставки на маршруте Ближний Восток — Запад упали на 0,2 млн баррелей в сутки, или примерно на 17%, по сравнению с предыдущим месяцем, и составили в среднем 0,9 млн баррелей в сутки. По сравнению с тем же месяцем прошлого года объемы поставок снизились менее чем на 0,1 млн баррелей в сутки, или примерно на 5%.
Спотовые поставки на маршрутах «за пределами Ближнего Востока» также снизились — на 0,3 млн баррелей в сутки, или на 11%, за месяц, до 2,3 млн баррелей в сутки. По сравнению с тем же месяцем 2023 года объемы поставок снизились на 0,6 млн баррелей в сутки, или на 20%.
Таблица 7 — 1: Спотовые поставки, тыс. баррелей в сутки
Отплытия и прибытия
В декабре объемы морских перевозок на Ближнем Востоке практически не изменились и составили в среднем 16,4 тыс. баррелей в сутки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы поставок из региона увеличились на 0,2 млн баррелей в сутки, или на 1%.
Таблица 7 — 2: Отправка и прибытие танкеров, тыс. баррелей в сутки
Прибытие сырой нефти было неоднородным к востоку и западу от Суэца, соответственно, наблюдалось увеличение и уменьшение. Средний объем прибытия на Дальний Восток в декабре составил 14,5 тыс. баррелей в сутки, что представляет собой незначительный рост менее чем на 1%. Однако по сравнению с предыдущим годом объем прибытий снизился на 0,5 млн баррелей в сутки, или примерно на 3%. Поставки в Западную Азию выросли на 1,1 млн баррелей в сутки, или на 13 %, и составили в среднем 9,5 млн баррелей в сутки. По сравнению с тем же месяцем прошлого года поставки в регион выросли на 1,9 млн баррелей в сутки, или почти на 26 %.
В Северной Америке, напротив, объемы поставок снизились на 0,3 млн баррелей в сутки, или примерно на 3 %, и составили в среднем 9,6 млн баррелей в сутки. По сравнению с декабрем 2023 года они выросли на 0,4 млн баррелей в сутки, или примерно на 4%. Прибытие в Европу снизилось на 0,2 млн баррелей в сутки, или менее чем на 2%, по сравнению с предыдущим месяцем и составило в среднем 11,8 млн баррелей в сутки. По сравнению с тем же месяцем 2023 года они снизились на 0,5 млн баррелей в сутки, или на 3%.
Ставки фрахта грязных танкеров
Очень большие нефтеналивные суда (VLCC)
В декабре спотовые ставки фрахта для VLCC снизились на всех отслеживаемых маршрутах второй месяц подряд. В среднем спотовые фрахтовые ставки на VLCC упали на 15 % по сравнению с предыдущим месяцем и на 24 % по сравнению с тем же месяцем 2023 года.
На маршруте Ближний Восток — Восток ставки в декабре составили в среднем WS42, снизившись на 18 % по сравнению с предыдущим месяцем. По сравнению с предыдущим годом ставки снизились на 29 %. На маршруте Ближний Восток — Запад в декабре также был зафиксирован убыток, снизившись на 12 % по сравнению с предыдущим месяцем и составив в среднем WS29. По сравнению с тем же месяцем 2023 года ставки на этом маршруте упали на 22 %.
Спотовые фрахтовые ставки на маршруте Западная Африка — Восток также снизились, упав в декабре на 11 %, м/м, до среднего значения WS48. По сравнению с тем же месяцем 2023 года ставки снизились на 19 %.
Таблица 7 — 3: Грязные спотовые фрахтовые ставки танкеров VLCC, мировая шкала (WS)
Suezmax
Спотовые ставки на танкеры Suezmax в декабре улучшились и выросли на 7 % по сравнению с предыдущим месяцем. Однако по сравнению с прошлым годом они все еще были ниже на 17 %.
На маршруте Западная Африка — ЮСГК спотовые фрахтовые ставки в декабре составили в среднем WS79, что означает рост на 5% по сравнению с предыдущим годом. Спотовые ставки все еще были на 17% ниже по сравнению с тем же месяцем 2023 года. Ставки на маршруте USGC-Европа продемонстрировали более значительный рост, увеличившись на 9% до среднего значения WS71. По сравнению с тем же месяцем 2023 года ставки также были на 17% ниже.
Таблица 7 — 4: Грязные ставки на спотовые танкеры Suezmax, WS
Aframax
Ставки спотового фрахта Aframax в декабре продемонстрировали улучшение после снижения в предыдущем месяце. В среднем ставки выросли на 14 % по сравнению с предыдущим месяцем, а по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спотовые ставки были всего на 3 % ниже, чем в том же месяце 2023 года.
Таблица 7 — 5: Грязные спотовые ставки фрахта танкеров Aframax, WS
Ставки на маршруте Индонезия — Восток были единственным отслеживаемым маршрутом, на котором было зафиксировано снижение за месяц. Ставки упали на 10% по сравнению с предыдущим месяцем и составили в декабре в среднем WS121. По сравнению с предыдущим годом спотовые ставки на этом маршруте снизились на 24%.
Спотовые ставки на маршруте Карибы — ЮСЕК подскочили на 42% по сравнению с предыдущим месяцем и составили в декабре в среднем 158 WS158, что в значительной степени компенсировало снижение ставок в предыдущем месяце. Ставки были на 17% выше, чем в том же месяце прошлого года. Ставки спотовых фрахтов в Кросс-Мед выросли на 16% за месяц и составили в среднем WS148. По сравнению с тем же месяцем прошлого года спотовые ставки на этом маршруте немного снизились, на 2%. Ставки на маршруте Med-to-Northwest Europe (NWE) составили в среднем WS145, увеличившись на 14% м/м. По сравнению с тем же месяцем 2023 года ставки были на 1% выше.
График 7 — 1: Фрахтовые ставки спотовых танкеров на сырую нефть, в среднем за месяц
График 7 — 2: Ставки спотового фрахта танкеров с продуктами, в среднем за месяц
Ставки на чистые танкеры
Ставки спотового фрахта чистых танкеров в декабре улучшились по сравнению с предыдущим месяцем на всех исследуемых маршрутах. Ставки на Востоке от Суэца выросли в среднем на незначительный 1%, в то время как ставки на Западе от Суэца выросли на 20%. По сравнению с предыдущим годом ставки на Восточном Суэце снизились на 27 %, а на Западном Суэце — на 28 %.
Таблица 7 — 6: Ставки на чистые танкеры, WS
Ставки на маршруте Ближний Восток — Восток выросли на 1% по сравнению с предыдущим годом и составили в декабре в среднем 110 WS. По сравнению с тем же месяцем 2023 года ставки были на 29 % ниже. Ставки чистого спотового фрахта на маршруте Сингапур-Восток также постепенно росли, увеличившись на 2% за месяц. Ставки на этом маршруте составили в среднем WS135, что на 26 % меньше, чем в том же месяце 2023 года.
Ставки в Атлантическом бассейне оказались лучше: спотовые фрахтовые ставки на маршруте NWE-USEC выросли на 21 % за месяц. Ставки составили в среднем WS131, что на 31% меньше, чем в декабре 2023 года. Ставки в Средиземноморье продемонстрировали аналогичный рост по сравнению с предыдущим месяцем. Ставки на маршруте Кросс-Мед выросли на 20% за месяц и составили в среднем WS189, но были на 28% ниже по сравнению с прошлым годом. Ставки на маршруте Med-to-NWE выросли на 19%, м/м, но были на 27% ниже, чем в прошлом году, составив в среднем WS199.