ФАС сообщила об итогах первого заседания Экспертного совета по рынку нефти и нефтепродуктов, который прошел 9 декабря. Заседание было проведено совместно с Экспертным советом ФАС России по финансовым рынкам. Темой обсуждения стало развитие биржевой и электронной торговли нефтепродуктами.
В заседании помимо руководства ФАС России приняли участие представители заинтересованных органов власти — Администрации Президента РФ, Минэкономразвития РФ, Минфина РФ, Минэнерго РФ, МИД РФ, ФСТ России, ФСРФ России, Государственной Думы РФ. Также к работе экспертных советов были привлечены представили нефтяных компаний, финансовых организаций, биржевых и электронных торговых площадок, аналитических агентств, профильных союзов и ассоциаций, эксперты, ученые.
Открывая заседание Председатель экспертного совета по рынку нефти и нефтепродуктов — заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин отметил, что нынешняя ситуация на рынках нефтепродуктов очевидно является следствием монополизации рынков и непрозрачного ценообразования.
Рынок нефти и нефтепродуктов Российской Федерации имеет олигопольный характер. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Доступ независимых от ВИНК участников рынка к перерабатывающим мощностям затруднен, объемы предложения нефти и нефтепродуктов независимых участников малы.
Ценообразование на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке характеризуется непрозрачностью, использованием ВИНКами трансфертных цен внутри своей группы лиц. ВИНКи имеют возможность переносить центр прибыли в любой сегмент рынка (переработка — опт — мелкий опт — розница), что дает возможность осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка на всех сегментах рынка.
А. Голомолзин отметил, что, согласно данным Росстата, предприятия сухопутного транспорта являются убыточными (-6% в 1 полугодии 2008 года и -5% в 1-м полугодии 2009 года), в том числе по причине дороговизны автомобильного топлива. При этом рентабельность нефтедобычи и нефтепереработки составляла по 37% в 1-м полугодии 2008 года и 34 и 23% в 1-м полугодии 2009 года. По количеству автомобилей на душу населения Россия в два-три раза отстает от Европы, еще больше — от США. По объему авиаперевозок Россия почти на порядок отстает от США и ЕС. Для России с ее географическим местоположением такое отставание недопустимо.
Проблемы рынков нефтепродуктов из разряда чисто экономических перемещаются в плоскость энергетической безопасности. Этим и обусловлено внимание Президента РФ и Председателя Правительства РФ к рынкам нефтепродуктов. Правительством РФ даны поручения ведомствам и заинтересованным организациям, направленные на развитие биржевой торговли.
В рамках рассмотренных дел о нарушениях антимонопольного законодательства ФАС России были выданы предписания нефтяным компаниям не только о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением на оптовых рынках нефтепродуктов, но и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Компании обязаны обеспечить реализацию не менее 10% от всех реализуемых объемов нефтепродуктов (автомобильных бензинов, дизельного топлива и авиационного керосина) на внутреннем рынке, на товарной бирже и/или на электронной торговой площадке. При этом необходимо обеспечить условия рыночного ценообразования и иные требования антимонопольного законодательства (достаточное количество участников, процедуры равного доступа к торгам и участия в торгах, порядок установления начальной цены, механизм организации торгов и др.).
«Вторым антимонопольным пакетом» практика применения антимонопольного законодательства была закреплена законодательно. Были внесены изменения в закон о защите конкуренции и расширены полномочия антимонопольного органа, касающиеся возможности выдавать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о продаже определенного объема продукции на товарной бирже, о предварительном согласовании с антимонопольным органом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
ФАС отмечает, что в течение более чем 10 последних лет нефтяные компании противодействовали формированию биржевых торгов. Вопрос ставился неоднократно, но постоянно блокировался, в том числе на ведомственном уровне. После введения оборотных штрафов и уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, а также осознания того, что ФАС России эти меры применял, применяет и будет применять, ВИНК активизировались.
Со второго полугодия 2008 года нефтяные компании начали торговать на биржах и электронных торговых площадках.
На экспертном совете была оценена работа ведущих площадок.
Как отмечается в сообщении ФАС, площадка
eOil.ru имеет наибольший накопленный объем проданных нефтепродуктов и наибольшее количество участников, включая не только нефтетрейдеров, но и нефтяные компании. При этом по результатам реальных торгов ведется индекс оптовых цен на нефтепродукты, готовится к запуску фьючерсный контракт на этот индекс с возможностью внедрения на их основе механизмов хеджирования сделок.
МБНК организовала продажу наибольшего среди биржевых площадок объема нефтепродуктов. В порядке развития биржевой торговли проработала вопросы организации торгов на едином базисе на основе трубопроводной системы «Транснефтепродукта» и задействования в системе торгов Росрезерва с целью товарных интервенций на рынке для сглаживания ценовых колебаний.
ФАС отметила высокую динамику развития биржи СПбМТСБ по итогам ноября. В настоящее время обсуждается вопрос о регистрации на уполномоченной бирже всех внебиржевых контрактов с целью определения индекса цен на нефтепродукты. Представители СПбМТСБ предлагают формировать композитный индекс, полученный на основе результатов торгов на биржевом спотовом рынке и на основе данных по внебиржевым контрактам. Это создаст объективный ценовой ориентир для участников рынка.
Между тем, нарекания со стороны ФАС вызвала представленная СПбМТСБ система формирования базисов поставки по федеральным округам с привязкой к ним конкретных НПЗ. ФАС считает недопустимым сегментировать привязкой к НПЗ федеральный рынок нефтепродуктов: федеральный рынок должен строится, исходя из возможности или целесообразности для покупателя приобретать нефтепродукты с любого НПЗ.
Специализацией биржи «Санкт-Петербург» является торговля фьючерсными контрактам на нефтепродукты. Ее представитель обратил внимание участников заседания (это делали и другие участники) на необходимость возврата в законодательство о биржевой торговле возможность закупок топлива по биржевым ценам для государственных заказчиков. Эта мера важна кроме прочего для стимулирования спроса на биржевых площадках.
Председатель Экспертного совета по финансовым рынкам — заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров проинформировал участников совместного заседания о проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении положения о порядке предварительного согласования особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на товарной бирже».
На совместном заседании двух экспертных советов обсуждались вопросы и проблемы биржевой торговли. Свою точку зрения высказали регуляторы, нефтяные компании, биржевые площадки и другие заинтересованные стороны. В целом участники обсуждения были едины во мнении о необходимости использования биржевых торгов на рынке нефтепродуктов и положительных перспективах этого механизма для формирования рыночного ценообразовании.
При этом необходима детальная проработка имеющихся проблем, связанных со спецификой ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, правовыми, организационными, технологическими аспектами проведения торгов.
Решено создать рабочую группу по биржевой торговле нефтепродуктами, заседание которой должно состояться в течение двух недель, ее целью является обобщение и оценка высказанных предложений, подготовка мероприятий по развитию в стране организованной торговли.
Участники заседания договорились подготовить предложения о повестке заседаний Экспертного совета ФАС по нефти и нефтепродуктам на 2010 год. В числе вопросов для обсуждения: правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефти и нефтепродуктов; разработка комплекса мер по развитию конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов; вопросы интеграции рынков нефти и нефтепродуктов в рамках ЕврАзЭС в связи с созданием Таможенного Союза.