Российским нефтяникам сегодня предстоит доказать ФАС, что цены на бензоколонках экономически обоснованы. Крупнейшие игроки на розничном рынке топлива обсудят с представителями ФАС ценообразование, а также порядок изменения стоимости бензина в соответствии с мировой динамикой цен на нефть.
С ноября 2008 года по июнь 2009 года бензин дешевел. Нефть за это время опустилась до $40, а затем поднялась до$ 70. Весь год цены на нефть менялись разнонаправлено. Стоимость же топлива росла без остановки четыре с половиной месяца подряд.
Ограничить рост бензиновых цен пытались административными методами. В сентябре 2005 года, когда литр прибавил 20% за 9 месяцев, правительство ввело мораторий на изменение стоимости топлива. До января 2006 года цены замерли. Мораторий 2007 года – он тоже был введен в начале осени – компании нарушили. Бензин к январю 2008-го прибавил в цене около 2%, пишут Вести.
Теперь Федеральная антимонопольная служба предлагает нефтяникам свою систему расчетов. Привязать стоимость литра топлива к цене барреля нефти на внешних рынках. Минус таможенная пошлина – в среднем в этом году она составила $271 за тонну, и транспортные расходы. «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» поддержали инициативу и направили в ФАС встречные предложения с уточнениями и дополнениями. Спорным моментом оказался временной лаг – реакция российского рынка на изменения мирового. ФАС считает, что нефтяники должны менять цены на бензоколонках вслед за котировками на биржах. В компаниях говорят, что технически это невозможно.