Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/tenevoj-flot-povezet-rossijskij-spg-na-zapade-zhdut-poyavleniya-serykh-gazovozov/320635/
|
Собственный флот российский компаний состоит пока из четырех газовозов — трех обычных и танкера ледового класса. Танкер «Кристоф де Маржери» — один из них. Фото: Stefan Ashby / marinetraffic.com
Россия планирует создать теневой флот газовозов, чтобы обойти санкции. Об этом заявил руководитель крупной норвежской компании-владельца танкеров СПГ. Эксперты полагают, что по аналогии с перевозками нефти не получится, так как ситуации разные. Но другого выбора нет, считают они.
«Мы думаем, что русские планируют сделать что-то похожее, как это произошло в поставках нефти и нефтепродуктов», — сказал на брифинге по результатам первого квартала исполнительный директор норвежской Flex LNG Ойстейн Каллеклев, передает Trade Winds.
«Если Европа не будет принимать российские грузы, другие страны БРИКС, такие как Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка, захотят покупать российский СПГ, что приведет к увеличению дальности плавания», — продолжил глава компании, управляющей 13-ю танкерами СПГ. — Мы не ожидаем прекращения поставок российского СПГ, но неспособность страны построить или зафрахтовать необходимый тоннаж судов для ее проектов может привести к увеличению спроса на существующие танкеры, что потенциально приведет к появлению теневого флота».
В презентации Flex LNG приводит прогнозы — данные о том, что в 2030 году мощность заводов СПГ в России вырастет с 30 млн тонн до 74 млн тонн СПГ (102 млрд кубометров) в год. Это произойдет за счет запуска «Арктик СПГ — 2», «Мурманского СПГ» и «Обского СПГ».
В компании отметили, что санкции уже ударили по «Арктик СПГ — 2», первую очередь которого запустили в декабре 2023 года. Из-за прямых санкций к проекту, который планировал привлечь 21 танкер ледового класса, газовозов еще нет.
«Неспособность России построить или зафрахтовать газовозы в необходимом количестве может привести к увеличению спроса на уже действующие суда, что потенциально приведет к появлению теневого флота СПГ», — говорится в презентации.
Накануне Trade Winds публиковало информацию о том, что на рынке танкерного флота появилась новая тенденция — связанные с Азией покупатели устроили охоту на возрастные танкеры СПГ: «Из-за чего возникает вопрос, для чего это делается».
Издание сообщило, что часть сделок не удалась. В то же время Trade Winds пишет, что греческая Capital Gas продала в мае 22-летний газовоз Trader IV, а корейский SK Shipping — 30-летний YK Sovereign.
База данных Equasis указывает, что Trader IV перешел с 7 мая в собственность Lule One Services, зарегистрированной в Дубай, а оператором стал Nur Global Shipping также из ОАЭ.
В 2022 и 2023 годах малоизвестные компании Ближнего Востока и Азии скупали десятки танкеров возрастом старше 15 лет и создали теневой флот для перевозки нефти и нефтепродуктов из России. Эксперты полагают, что новые судовладельцы могут иметь связь с российскими компаниями. Однако ситуация с санкциями по нефти и СПГ к России разная. Запад не хочет ограничивать сами потоки сырья и по черному золоту ограничения действуют только к стоимости груза — $ 60 за баррель. При цене выше западным компаниям запрещено оказывать услуги по транспортировке, включая фрахт и страхование.
По СПГ Россия и США являются конкурентами и в Вашингтоне не скрывают, что хотят уничтожить российские проекты. В 2022 году США и ЕС запретили поставку оборудования и технологий СПГ в Россию, а второй арктический проект «Арктик СПГ — 2», как и плавучие хранилища для перегрузки СПГ на Камчатке и под Мурманском, попал осенью 2023 года под прямые санкции США. Это привело к тому, что «Новатэк» не может получить построенные под проект в Южной Корее танкеры ледового класса, японский перевозчик MOL — обслуживать «Арктик СПГ — 2», а дальневосточная верфь «Звезда» — достроить танкеры. Есть 26 газовозов на проекте «Ямал СПГ», но, кроме «Кристофа де Маржери», они принадлежат крупным западным судовладельцам, которые будут соблюдать санкции.
При этом у российских компаний мало даже собственных обычных танкеров СПГ, которые наиболее активно смогли бы использоваться под «Мурманский СПГ». Судя по всему, в России такой ситуации не ожидали и не прогнозировали даже в начале СВО на Украине. По крайней мере, в мае 2022 года «Совкомфлот» продал сразу четыре из восьми современных газовозов, чтобы рассчитаться с кредиторами. Так, «Мелампус» стал Kool Baltic, «Митре» — Kool Boreas, «СКФ Баренц» — Kool Firn, а «СКФ Тиммерман» — Kool Orca. Как сообщало Lloyd’s List, четыре судна приобрела Eastern Pacific Shipping, которая принадлежит израильскому миллиардеру Идану Оферу. За танкеры заплатили чуть более $ 700 млн.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что теневой флот газовозов необходимо делать. И уже давно.
Он отмечает, что нужны танкеры как ледового класса, которые выпускаются специально под такие проекты, так и обычные. Они смогут забирать грузы «Арктик СПГ — 2» из санкционных плавучих хранилищ на Камчатке и под Мурманском. А по «Мурманскому СПГ» осуществлять полные рейсы с завода.
«Их тоже могут подвергнуть санкциям как по нефтяным перевозкам», — объясняется необходимость теневого флота и по обычным танкерам СПГ замдиректора ФНЭБ.
Эксперт по энергетике Александр Собко полагает, что риски создания теневого флота газовозов заметно выше по сравнению, к примеру, с аналогичным нефтяным флотом.
«Это связано с тем, что газовозов в разы меньше, чем нефтяных танкеров. Все они традиционно отслеживаются, а отключение транспондеров вызывает дополнительные вопросы, — говорит Александр Собко. — Кроме того, СПГ значительно более сложный в перевалке и хранении продукт по сравнению с нефтью. Также важно удостовериться, что найдётся достаточное число покупателей СПГ с подобных танкеров, так как хранение на воде и серия перевалок, как иногда бывает с нефтью, приводит к дополнительным потерям».
Тем не менее, считает эксперт, создание теневого флота газовозов вполне возможно.
«Режим SDN-санкций к „Арктик СПГ — 2“ и перегрузочным комплексам, который в теории может быть распространён на любой другой российский СПГ-проект, не оставляет выбора», — замечает Александр Собко.