Вопрос-ответ
|
https://www.oilexp.ru/question/questions/vopros-ehkspertu-bulatnikovu-vladimiru-3/31600/
|
Уважаемый Владимир Валентинович!
Мне порекомендовали обратиться к Вам как к профессионалу.
Подскажите пожалуйста, а каков механизм так называемого \»отравления\» автомобильных катализаторов серой, содержащейся в бензине?
В Интернете много страшилок на сайтах автомобильных журналов и автомобильных форумах, ещё больше поверхностьной информации. А что скажут профессиональные нефтяники?
1. \»Отравление\»-это чисто химический процесс (платина+сера?) или просто механический процесс замазывания пор платины (автомобильного катализатора) серой?
2. Увеличение содержания серы в бензине с 0.015% до 0.1% (например у ряда НПЗ на Украине сера до сих пор содержится от 0.76% до 0.1%) влияет только на экологию, или и на долговечность двигателя и катализатора? Делал ли кто такие опыты?
3. Действительно ли при содержании в бензине серы 0.1% автомобильный катализатор более 40000км (по мнению автомобильного журналиста) принципиально не отходит?
4. Отравление происходит постоянно или только при прогреве холодного катализатора (когда SO2 и SO3 вступают в реакцию с конденсированной водой и образуют кислоты)? Соответственно правда ли, что зимой высокосернистые бензины гораздо опаснее для катализатора?
5. Бывает ли присадки в топливо для обратной десульфуризации отравленных катализаторов?
6. Где бы почитать подробнее? Может, Вам стречались какие либо работы или исследования на эту тему?
С уважением, Андрей Викторович.
Сера в бензине содержится не в свободном виде, а в виде сероорганических соединений. При сгорании бензина происходит не восстановление серы до состояния индивидуального вещества, а её окисление до окислов серы, которые и отравляют катализатор. Поэтому вопрос «о просто механическом процессе замазывания пор платины (автомобильного катализатора) серой» несостоятелен. Интенсивность отравления катализатора зависит от многих причин (типа катализатора, конструкции нейтрализатора, качества топлива и т.д.). Ведь катализатор травит не только сера. Влияние выбросов окислов серы при сгорании бензина на состояние мировой атмосферы не очень велико, т.к. выбросы соединений серы в атмосферу Земли при «дыхании» океана и действии вулканов на два порядка выше, чем выбросы от автомобилей, но на отравление атмосферы мегаполисов это влияние может быть значительным. Никакими данными о присадках для десульфуризации отравленных катализаторов мы не располагаем.
Директива 2009/30/EC Европейского парламента и Европейской комиссии, вносящая изменения в директивы 98/70/ЕС и 2003/17ЕС в части требований к автомобильному бензину и дизельному топливу, устанавливает содержание серы в бензине не более 10,0 мг/кг. Но эта норма эффективна для парка автомобильной техники ЕВРО 4. В России половина автомобильного парка имеет возраст свыше 10 лет и никаким нормам ЕВРО не соответствует. Но учитывая, что ¾ рынка новой автомобильной техники занимают иномарки (включая иномарки «российской сборки») эту норму следует считать перспективной и для России.