Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/tankery-s-rossijskoj-neftyu-prodolzhayut-svobodno-plavat-v-krasnom-more/312238/
|
Танкеры, перевозящие российскую нефть, продолжают плавать через Красное море, практически не прерываясь из-за нападений хуситов на судоходство, и подвергаются меньшим рискам, чем конкуренты, согласно сведениям руководителей судоходных компаний, аналитиков и данным о потоках сырья.
Россия стала более зависимой от торговли через Суэцкий канал и Красное море после конфликта с Западом из-за Украины. Европа ввела санкции на российский импорт и вынудила Москву экспортировать большую часть своей нефти в Китай и Индию. До СВО Россия больше экспортировала в Европу.
По данным нефтяной аналитической компании Vortexa, количество российских судов, проходящих через Красное море, с декабря немного снизилось, но трафик на прошлой неделе все еще был примерно на 20% выше, чем в среднем в 2023 году.
Это контрастировало с более масштабными сбоями в работе нефтяных танкеров по Красному морю за последние две недели.
Поставки дизельного топлива и авиакеросина с Ближнего Востока и Азии в Европу – один из основных маршрутов торговли нефтью с востока на запад – практически прекратились через несколько дней после первого раунда ответных ударов по Йемену под руководством США 11 января, показали данные Vortexa.
Россия имеет тесные связи с Ираном, который поддерживает хуситов, и это, возможно, помогло предотвратить нападения.
Суда, перевозящие российскую нефть, по большей части не имеют связи с Израилем, США или Великобританией. Хуситы заявили, что нападают на корабли, связанные с этими странами, чтобы продемонстрировать солидарность с палестинцами в секторе Газа.
Санкции G7 в отношении торговли нефтью с Россией из-за конфликта на Украине способствовали быстрому росту теневого флота судов, перевозящих подпадающую под эти рестрикции нефть и топливо. Такие суда арендуются компаниями, обычно зарегистрированными за пределами стран, которые ввели санкции против России. Они также пользуются морскими услугами и страховкой стран, которые не вводили санкции.
Поскольку у данных судов меньше явных связей с западными компаниями, вероятность того, что эти суда станут мишенью, меньше.
«Большая часть российской сырой нефти и топлива перевозится теневым флотом, поэтому маловероятно, что она окажется под прицелом нападений хуситов», — сказал опытный нефтетрейдер Ади Имсирович.
«Хуси атакуют корабли, связанные с определенными странами».
По словам аналитика Vortexa Мэри Мелтон, многие суда, перевозящие российские грузы, сообщают, что они не привязаны к Израилю, посредством сигналов автоматических систем идентификации (АИС), которые публично передают информацию, включая местоположение и пункт назначения судна.
Россия, партнер таких ключевых арабских держав, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, а также ее связи с Ираном, осудила то, что она назвала «безответственными» ударами.
Китайские чиновники оказали давление на Иран, чтобы тот ограничил нападения на корабли в Красном море и обеспечил, чтобы эти нападения не нанесли ущерба интересам Китая, сообщили Reuters на прошлой неделе иранские источники и дипломат.
Атаки
По словам Мелтона из Vortexa, атака хуситов в конце прошлой недели на танкер, перевозивший топливо, которое первоначально было загружено в России, вряд ли повлияет на более широкие российские торговые потоки. Именно это судно стало объектом нападения постольку, поскольку оно имело связи с британскими и американскими компаниями.
«Танкер был связан с корпоративными структурами как в США, так и в Великобритании, поэтому другие суда, перевозящие российские грузы без этих связей, не сталкиваются с подобным риском», — сказала она.
По данным другой компании по отслеживанию Kpler, атакованный танкер Marlin Luanda принадлежит Oceonix Services, компании, зарегистрированной в Великобритании по адресу в Лондоне.
Мировой трейдер сырьевых товаров Trafigura, владевший грузом, заявил, что оценивает риски безопасности дальнейших рейсов по Красному морю.
Четыре танкера с российской сырой нефтью марки «Юралс» прошли через пролив Баб-эль-Мандаб, а еще три направились на юг через Красное море после нападения на судно «Трафигура» 26 января, свидетельствуют данные Kpler.
Поток российской нефти должен продолжаться, если это имеет экономический смысл и можно обеспечить страховое покрытие, учитывая уровень спроса со стороны Индии и Китая, сообщил агентству Reuters Ян Уилкинсон, вице-президент по продажам Inchcape Shipping Services.
Западные танкеры, однако, скорее всего, изменят маршрут от Красного моря и обогнут мыс Доброй Надежды, сказал Шефали Шокин, ведущий аналитик судоходства дубайского судовладельца.
В любом случае грузоотправители сталкиваются с более высокими расходами. В Красном море судовладельцы взимают более высокие ставки фрахта и сборы экипажа, а страховые премии от военных рисков резко выросли.
По данным отраслевых источников, гонорары экипажа увеличились вдвое, а премии за страхование военных рисков теперь составляют около 1 % от стоимости судна против 0,5 % около 10 дней назад, без учета скидок.
Например, стоимость фрахта судов типа Suezmax вместимостью 1 млн баррелей для отправки иракской нефти на средиземноморские нефтеперерабатывающие заводы выросла на 2,50-3,50 доллара за баррель, а страховка увеличилась примерно в три раза и составляет 10-15 центов за баррель, по словам трейдера одной из европейских нефтеперерабатывающих компаний.
Альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды увеличивает время плавания на две-три недели и увеличивает расход топлива на 3300 морских миль, а также налоги на выбросы для судов, принадлежащих государствам ЕС или заходящих в них.