Глава ФАС Игорь Артемьев выступил на конференции «Антимонопольное регулирование в России». По итогам выступления он ответил на ряд вопросов, касающихся ввода в действие 178-й статьи Уголовного кодекса с 30 октября, а также пояснил ситуацию с контролем ФАС нефтяной отрасли.
— Нет ли угрозы, что правоохранительные органы будут неправильно понимать новую статью закона и применять ее, основываясь на субъективном восприятии ситуации?
— Хочу сказать, что подход к этому вопросу будет крайне осторожным. Во-первых, в законе заложено, что инициирование уголовных дел не происходит без участия антимонопольных органов. Далее: до того как возникает вопрос об уголовной ответственности, должен пройти процесс судебной проверки и защиты компаний и их менеджмента. По всем вопросам правоприменения и дальнейшего совершенствования законодательства мы призываем бизнес работать совместно, чтобы препятствовать названным угрозам.
Хочу отметить, что были вполне справедливые вопросы от компаний по критериям выявления нарушений, которые не прописаны четко в законодательстве. Да, возможно, это так, и мы предлагаем работать над ними совместно с бизнесом.
Например, по так называемому «правилу трех звонков». Как могут считаться эти три предупреждения, вынесенные в течение трех лет. А если менеджер подписал документы одновременно, скажем, по трем рынкам – дизтопливу, бензину 92 и 95, в результате чего на рынке сложились монопольно высокие цены? Перед ним сразу – угроза тюрьмы? Нет, такого рода действия будут рассматриваться как одно правонарушение.
Следующее – согласованные действия на рынке. Есть прецеденты, что крупная нефтяная компания повышает цены в регионе, и все остальные участники «выстраиваются» и повышают цены за ней. Если компания заранее проводила информационную работу, связанную с прогнозами повышения цен, как-то публично об этом объявляла, – да, это основание для наших претензий. Таким образом, руководителям компаний нужно быть очень осторожными и не допускать такую информационную работу.
Вместе с тем, не является нарушением, если повышение цен было проведено краткосрочно, и затем цены были снижены. Должен пройти определенный период, который мы фиксируем. Здесь мы считаем, что да, по такому периоду необходимо более четко доработать законодательство.
Мы уже много раз говорили, и я повторяю, что мы определяем завышенные цены, делая расчет: мировая цена минус экспортная пошлина, минус логистика – это дает цену на НПЗ. Мы здесь отталкиваемся от сопоставимого рынка и говорим: не повышайте выше уровня мировых цен с учетом этих вычетов!
Речь при этом не идет о повышении на проценты, мы квалифицируем более значимые повышения. Те факты, например, когда из-за повышения цен на нефтепродукты у нас авиаперевозки становились нерентабельными. В конечном итоге мы хотим увидеть биржевую торговлю в России, как индикатор цены, но пока признанными являются мировые индикаторы.
При этом, повторяю, мы хотим работать с бизнесом в диалоге, он позволяет службе лучше ориентироваться на рынке.
— Какая площадка может быть выбрана для такого диалога?
— Мы создали Экспертный совет при ФАС, в частности, по проблемам связанным с нефтяной отраслью. На этой площадке мы и можем вести диалог, но будем вести его и на других площадках, например, в рабочей группе в Минэкономразвития.
— Получается, второй антимонопольный пакет принят и применяется, хотя уже видны недостатки. Возможно, лучше было более тщательно его доработать перед введением?
— Считаю, что принятие пакета было необходимо, потому что лучше действовать в соответствии с законодательством, чем, например, административными методами. Между тем, антимонопольное законодательство у нас развивается и реально работает с 90-х годов. Дальнейшее совершенствование необходимо, на этом нам всем и надо сосредоточиться, но выжидать нельзя. Отставание нашей экономики во многом – из-за отставания в правилах регулирования, нам надо двигаться как можно быстрее.
— Пока еще нет практики дисквалификации чиновников по второму пакету законов, могут ли здесь быть изменения?
— Да, второй пакет дал нам возможность применять антимонопольное законодательство в отношении чиновников. Мы считаем важным довести до конца первоначально 1-2 дела, касающихся препятствий предпринимательству.
— Вы отметили, что ФАС сместит акцент внимания со сговоров, связанных с экономической «вертикалью», на «горизонтальные» сговоры. Можно ли об этом рассказать подробнее?
— Мы говорим о соглашениях, которые попадают под законодательство. Именно сговор на горизонтальном уровне, картельный сговор, считается самым опасным во всем мире. Иногда сговор идет по вертикали – договариваются, например, исходный продавец и его дилер или договоренности банков и страховщиков ограничивают доступ к оказанию данной услуги конкурентами. В этом случае опасностей значительно меньше. Наши эксперты считают, что возможно мы слишком сильно увлеклись вертикальными сговорами.
— Что означает вступление в силу уголовной статьи для нефтяных компаний?
— Пока ничего нового для них нет, кроме, собственно, вступления в силу статьи и появления такой угрозы. Могу сказать одно, пока суды не примут решения по соответствующим делам, говорить о каких-то наших дополнительных шагах не стоит.
— Вы говорили, между тем, о необходимости повышения эффективности санкций, об этом свидетельствует и наложение новых штрафов на нефтяников. Суды все продолжаются, как Вы оцениваете эффективность мер ФАС?
— Когда годами складываются определенные отношения, сразу изменить ситуацию невозможно. Но наши санкции не проходят бесследно. Сейчас каждый шаг нефтяных компаний контролируем не только мы, но и общество в целом. Наказания жесткие, с уголовной статьей они могут ужесточиться, поэтому нефтяные компании вынуждены изменять свою деятельность, в том числе, идти на биржу.
Мы – за эволюционный путь развития, мы никого не хотим отправлять в тюрьму. Мы хотим, чтобы система ВИНК была прозрачна, чтобы не было ситуаций, когда из-за роста цен на бензин мы потеряли 30% экспортных перевозок за год автомобильным транспортом. То есть это – экономические угрозы для страны в целом.
— Готовятся ли уже предписания конкретным нефтяным компаниям о необходимости продажи части продукции на биржах?
— Пока мы этого не делали, мы понимаем насколько это серьезная мера. Сначала надо четко сформулировать правила, по которым будут проходить торги. Иначе, монополисты, выходящие на биржу, будут формировать эти правила под себя, и рост цен продолжится.
Тут есть амортизаторы, например, правила формирования стартовой цены, таким образом, когда она устанавливается ниже рынка. О точных сроках доработки таких правил говорить пока не буду, мы об этом также будем говорить на Экспертном совете.