В интервью для Oil.Эксперт Александр Михайлов, заместитель генерального директора компании «Петербургский нефтяной терминал», осветил ситуацию на рынке услуг по перевалке нефтепродуктов в северо-западном регионе страны, в частности, коснулся перспектив развития «Петербургского нефтяного терминала» как независимой компании.
— Загрузка нефтяных терминалов служит своеобразными индикаторами объемов добычи, переработки и экспорта. Как изменяется ситуация с перевалкой по сравнению с 90-ми годами.
Какие прогнозы на будущее?
-Когда мы говорим о спросе на услугу по перевалке нефтепродуктов на экспорт, нас в волнуют добыча и переработка нефти. Начиная с 2000 года переработка нефти на российских НПЗ стабильно росла. Постепенно увеличивалась выработка светлых и темных нефтепродуктов. С учетом относительно стабильного внутреннего спроса совокупность этих факторов приводила к увеличению экспорта нефтепродуктов. Естественно, это повышало спрос на услуги терминалов по перевалке нефтепродуктов.
В 2008 году экспорт нефтепродуктов составил приблизительно 115 млн. тонн. Это достаточно большой объем, особенно если учесть, что во второй половине 90-х годов это значение равнялось 80-85 млн. тонн. С нашей точки зрения, в ближайшем будущем объемы экспорта нефтепродуктов еще немного вырастут, но сильного увеличения в ближайшем будущем не произойдет. С чем это связано? Практически нет планов по увеличению мощностей НПЗ, тем более что проведение реконструкций требует достаточного количества времени и материальных ресурсов. Повсеместно появляющиеся мини-НПЗ, скорее всего, не дадут существенного эффекта.
Разве только новый комплекс в Нижнекамске, в Татарстане, может реально повлиять на ситуацию. Туапсинский НПЗ даст эффект для Туапсинского терминала, другие терминалы этого не ощутят. Так что, можно заключить, что экспорт немного вырастет, но это не отразится существенно на загрузке терминалов Северо-Запада. На сегодняшний день, по данным «Росморпорта», объемы перевалки на нефтепродуктовых терминалах Севера и Северо-Запада РФ составят более 40 млн. тонн. С учетом работы Прибалтийских портов можно говорить о перевалке порядка 70% от общего объема нефтепродуктов, экспортируемых из РФ.
— Какие заводы поставляют продукцию на терминалы Северо-Запада?
— Фактически, это все заводы, которые расположены на Северо-Западе и центральной части РФ. Впрочем, у ПНТ был опыт работы со значительными объемами нефтепродуктов от Омского НПЗ, так что можно говорить о достаточно широкой географии поставок.
— Какова конкурентная ситуация в области транспортировки нефтепродуктов через порты стран Балтии?
— На Балтийском направлении основные конкуренты терминалов РФ – терминалы Прибалтики. Оценочно, в настоящее время, прибалтийские терминалы переваливают нефтепродуктов приблизительно на 25% больше, чем российские. Суммарно это порядка 25 терминалов, расположенных в Эстонии, Латвии и Литве, оценочной суммарной пропускной способностью около 90 млн. тонн.
Безусловно, в связи с увеличением мощностей российских терминалов ситуация скоро должна измениться. Так, активное строительство, которое ведется в Усть-Луге и Приморске, изменит долю российских терминалов в сторону увеличения.
-Насколько увеличится объем загрузки российских терминалов, существуют ли планы по строительству новых перевалочных мощностей?
-Существует ряд терминалов, которые могут нарастить свои объемы. На Балтике – терминал компании «Лукойл» в Высоцке с мощностью 13 млн. тонн. Его объем планируется развить минимум до 15 млн. тонн. В Приморске находится терминал компании «Транснефтепродукт» мощностью 8 млн. тонн и с потенциалом роста до 24 млн. тонн. В Петербурге – «Петербургский нефтяной терминал», загрузку которого можно увеличить до 15 млн. тонн. Кроме того, есть возможность принимать с реки на рейде Кронштадта до 5 млн. тонн через плавучие накопители.
Строится гигантский терминал в Усть-Луге. Первая очередь этого проекта находится на финальной стадии реализации. Скорее всего, он начнет принимать нефтепродукты уже весной 2010 года. К концу следующего года планируется, что терминал в Усть-Луге должен выйти на объем 1 млн тонн в месяц. Насколько нам известно, мощность терминала на окончательной стадии развития составит 25 млн тонн в год. Существует ряд проектов, которые, видимо, не будут реализованы: терминалы в бухте Батарейная и поселке Вистино (рядом с Усть-Лугой).
Таким образом, мощность нефтепродуктовых терминалов Севера и Северо-Запада может быть развита до 120-140 млн тонн только на территории РФ.
Если сложить все мощности, то предложение по перевалке нефтепродуктов в регионе будет значительно выше спроса. Впрочем, даже сегодня мы наблюдаем явное превышение мощностей терминалов над реальным объемом нефтепродуктов, направляемых на экспорт. После ввода в эксплуатацию строящихся терминалов соотношение спроса к предложению будет около 1:2. Поэтому о строительстве новых терминалов можно сказать следующее – инфраструктура экспорта нефтепродуктов на побережье Балтики уже сформировалась и трудно представить, что будет еще что-то построено. Они не нужны по причинам коммерческой нецелесообразности.
— Продукцию каких предприятий сегодня переваливает ПНТ?
— В основном это нефтепродукты Киришского НПЗ, заводов ЛУКОЙЛа, Московского НПЗ, Нижнекамского НПЗ.
— Какие изменения могут произойти по вашим объемам перевалки в ближайшее время?
— Мы прогнозируем, что с высокой вероятностью не произойдет существенных изменений в объемах и структуре переваливаемых нами нефтепродуктов в течение ближайших 12 месяцев.
-По прогнозам вы можете потерять в объемах?
— Как мы видим, крупные терминалы в основном принадлежат либо компании «Транснефтепродукт», либо трейдерам, либо ВИНКам.
Мы являемся независимой компанией, поэтому задача привлечения объемов для нас является более трудной. Однако пока мы с ней справляемся. Частично, благодаря удачному географическому положению терминала, частично, благодаря его хорошему техническому оснащению.
-Изменилась ли политика компании по стоимости услуг. Цены остаются стабильными или вы вынуждены их поднимать?
— Вынуждены были снижать. Существует рынок нефти и нефтепродуктов и существует рынок услуг по перевалки нефти и нефтепродуктов. На рынке услуг по перевалке нефтепродуктов предложение растет. А это значит, что, несмотря на рост цены на нефтепродукты, цена перевалки, так или иначе, снижается.
— В обстановке развития бирж по торговле нефтепродуктами, планируете ли вы как-то сотрудничать с ними, проводите ли вы консультации?
— Пока непонятно до конца, какую философию закладывают эти площадки – подразумевается ли реальная торговля или это – фьючерсы, которые, как в Лондоне, фактически не подразумевают работы с реальным грузом. Если фьючерсы без поставки, тогда это к реальной перевалке нефтепродуктов никакого отношения не имеет. Если же есть поставка и надо выбирать базисы, тогда как-то можно этот вопрос рассматривать, но это – дело будущего.
— Сегодня на СПбМТСБ отмечают, что базисом поставок будут точки компании «Транснефтепродукт». А ваша компания могла бы предложить свои услуги под гарантированные поставки по биржевым сделкам?
-Вопрос хороший и правильный. Давайте посмотрим. В мире, например, можно торговать на Лондонской бирже, а базой поставки все равно будет Роттердам, точнее регион Амстердам – Роттердам — Антверпен. Но там – гигантская разветвленная система хранения, мощностью многие миллионы кубических метров.
У нас в регионе все терминалы перевалочные, где соотношение мощности и резервуарного парка намного больше, чем на терминалах Западной Европы. В Западной Европе больше хранят, чем переваливают. А мы, именно, переваливаем. На Западе хранение – это значительный сектор бизнеса. Вы покупаете нефть и пытаетесь заработать на благоприятной конъюнктуре рынка. Вам даже биржа не нужна, вы просто купили, просто продали. Но для этого должны быть склады, которые можно арендовать. В России это сделать фактически невозможно, пока нет соответствующей инфраструктуры.
-Какова у вас ситуация в плане модернизации, строительства подъездных путей?
-Все нормально. Много работ было проведено РЖД или совместно с ними. Так что, по сравнению с серединой 90-х, сейчас здесь все весьма стабильно.
Несомненно, необходимо, пользуясь случаем, от лица всех стивидорных компаний Большого порта Санкт-Петербург, сказать большое спасибо руководству ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги за значительные инвестиции в реконструкцию припортовых станций Автово и Новый порт, а также железнодорожных подходов к ним.