Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/chistaya-ehnergiya-v-kitae-rossijskij-gaz-stanovitsya-alternativoj-benzinu-i-dizelyu-video/304253/
|
Чуть больше года остается до того момента, когда на полную мощность выйдет Амурский газоперерабатывающий завод — проект, который по масштабам не имеет аналогов в российской газовой отрасли и который стратегически важен и для нашей страны, и для КНР. Из природного газа можно получать массу продуктов, ценных для медицины, авиакосмических предприятий. Кроме того, природный газ — это экологически чистое топливо.
Природный газ — это не только тепло и энергия. В обычной жизни нас окружает масса вещей, при производстве которых используются компоненты, извлекаемые из голубого топлива. Это становится понятно на Амурском газоперерабатывающем заводе, который после ввода всех линий станет одним из мощнейших в мире в своей отрасли. Масштаб этой великой стройки поражает.
Ван Дэлу, корреспондент телеканала CGTN: «Например, высота колонны установки газоразделения здесь 88 метров. Согласно новой китайской традиции, это имеет свое символическое значение. Поскольку цифра 8 означает разбогатеть, обогатить. Амурский ГПЗ, с одной стороны, позволяет России в большей степени освоить добавленную стоимость природного газа, с другой стороны, обогатить своими товарами как внутренний рынок, так и международный».
Строительство Амурского газоперерабатывающего завода началось в октябре 2015 года. Первую технологическую линию в работу запустили летом 2021 года. Параллельно с активной стройкой, которая здесь идет круглые сутки, на готовых участках продолжается пусконаладка оборудования.
Ван Дэлу: «Я читал в СМИ, что в Амурской области строится теперь „Силиконовая долина“ Российской Федерации, именно на основе Амурского ГПЗ».
Юрий Лебедев, генеральный директор ООО «Газпром переработка Благовещенск»: «Как раз в Амурской области создается вся цепочка переработки всех компонентов нашего богатого газа Якутии и Иркутской области в конечную продукцию. Другого такого примера мы не видим в современном мире, в современных отраслях, когда на индивидуальные компоненты весь газ раскладывается и извлекается польза максимальная из каждого из них».
После выхода на полную мощность на Амурском заводе будут работать больше трех тысяч человек. Это предприятие сегодня — основа современного газоперерабатывающего кластера, который постепенно формируется на Дальнем Востоке.
Олег Подсвиров, начальник управления главного технолога, главный технолог ООО «Газпром переработка Благовещенск»: «Из газа мы можем получать такие продукты, как этан, пропан, бутан, пентан-гексановая фракция, ну, и, конечно же, гелий. Мы получаем из них много продуктов, которые используются и в быту, и в медицине. Наш проект, наш завод — самый автоматизированный газоперерабатывающий и вообще завод по переработке углеводородов на территории России».
На строительной площадке и в окрестностях завода ведется регулярный экологический мониторинг сразу по нескольким направлениям.
Вера Алушкина, заместитель начальника отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром переработка Благовещенск»: «Наиболее чувствительными к изменениям в окружающей среде являются растительные и животные миры. В качестве индикаторов изменения растительного мира, например, были выбраны шесть растений, которые занесены в Красные книги Российской Федерации и Амурской области».
Еще до начала стройки экологи здесь взяли пробы воды, воздуха и почвы, изучили местную флору и фауну. Сейчас оперативные данные сверяют с теми эталонными, и они подтверждают безопасность завода.
У газа, добываемого из недр Восточной Сибири, довольно сложный компонентный состав. Кроме других полезных фракций, он содержит еще и значительную часть гелия, спрос на который в мире постоянно растет. На Чаяндинском месторождении гелий из природного газа извлекают с помощью двухступенчатой мембранной установки. Равной ей и по масштабам, и по уровню используемых технологий в мире нет.
Олег Мотко, заместитель начальника газокомпрессорной службы Чаяндинского нефтегазопромыслового управления ООО «Газпром добыча Ноябрьск»: «Гелия здесь, в принципе, на все наши будущие поколения достаточно. Целесообразности отдавать весь этот гелий в магистральный газопровод нет. Мы подаем в товарном газе именно тот заданный процент содержания гелия, который необходим Амурскому заводу для его работы».
Полная проектная мощность переработки на Амурском заводе — 42 миллиарда кубометров газа в год. Сжиженный сверхчистый гелий — один из ключевых продуктов предприятия. Самая крупная установка по охлаждению и сжижению гелия выглядит на удивление компактно. Таких будет три, каждая мощностью 20 миллионов кубометров в год.
Руслан Букембаев, начальник производства №3 ООО «Газпром переработка Благовещенск»: «Там находятся пять турбодетантеров, на которых и происходит основное захолаживание гелия. Если взять скорость вращения наших турбодетандеров, она составляет в номинале 175 тысяч оборотов в минуту. Даже не знаю, с чем это сравнить. В машине „Формулы-1“ вращение двигателя — около 12–15 тысяч оборотов, а у нас 175, за счет чего мы и достигаем такого холода».
После этого газ, необходимый в том числе и для производства абсолютно всех медицинских томографов, готов к отправке. Кроме медицины, гелий востребован во многих высокотехнологичных отраслях промышленности. Например, главные потребители гелия в КНР — авиакосмические предприятия, производители криогенного оборудования и литиевых батарей, а еще, конечно, ученые.
В России природный газ, помимо прочего, очень часто используется еще и как топливо для машин в качестве альтернативы бензину и дизелю, причем и крупными компаниями, где есть грузовой транспорт, и рядовыми автомобилистами, которые специально переоборудуют свои автомобили под газ, потому что это дешевле. А как с этим обстоят дела в Китае?
Сян Чжуннань, ведущий телеканала CGTN: «В городе Ланфане, который находится на севере Китая, это пригород Пекина, уже весь общественный транспорт перешел на чистые источники энергии. В городе 800 автобусов, мы находимся в одном из них, он работает на природном газе».
Лю Чжэньюй начал работать водителем сразу после службы в армии. В автобусном парке Ланфана есть и электробусы, и гибридный транспорт на электричестве и газе, и чисто газовый.
Лю Чжэньюй, водитель автобуса: «Гибридные автобусы и автобусы на газе — это отличный вид транспорта. Они безопаснее, экономичнее, надежнее, приходится не так часто делать ремонт, ну, и, конечно, экологичнее. Я родился и вырос в Ланфане, я рад, что наши автобусы не загрязняют здесь воздух».
Чжэньюй и его коллеги, возможно, не знают, какой сложный путь проходит газ, прежде чем стать топливом, но каждый день видят, как он меняет жизнь вокруг них благодаря людям, которые его находят, добывают, перерабатывают и отправляют всем, кому нужна чистая энергия.
Путин: Топливо из России в Кыргызстан поставляется на льготных условиях
Петербург станет производить лекарства из нефти
Россия и Саудовская Аравия обсудили состояние мирового нефтяного рынка
Источник: ntv.ru