Динамика стоимости нефтепродуктов в крупнооптовом секторе продолжает движение вниз. За месяц оптовые цены упали на 7,5%. Однако это не значит, что розница будет дешеветь такими же темпами, несоответствие темпов снижения в разных сегментах топливного рынка наблюдаются с конца сентября.
Нефтепродукты на АЗС показали тенденцию к стабилизации три недели назад и дешевеют вторую неделю подряд, но пока падение минимально — за последние семь дней цены на бензин марок Аи-92 и Аи-95 снизились всего на 1-2 коп. за литр. За три недели прекращения роста розничных цен автомобильный бензин подешевел примерно на 10% по сравнению с пиковыми показателями.
Немного улучшилась ситуация в некоторых регионах за последнюю неделю. Так, например, стали более заметными темпы снижения цен на АЗС Санкт-Петербурга и Ленобласти, хотя темпы снижения все равно остаются совершенно несоразмерными с динамикой оптового сектора. По данным мониторинга портала «Аu92», за неделю с 7 по 14 октября зафиксировано понижение средней стоимости бензина Аи-98 – на 1%, или 28 копеек в Санкт-Петербурге, и на 0,8% или 23 копейки – в Ленобласти. На 14 октября картина в розничном секторе Санкт-Петербурга выглядела следующим образом. Средняя стоимость бензина марки Аи-80 составила 18,28 руб. за литр (цена не изменилась), стоимость бензина Аи-92 также не изменилась и составила 22,13 руб. за литр, средняя цена бензина Аи-95 понизилась на 7 коп. за литр до уровня 25,01 руб. за литр, стоимость бензина Аи-98 упала на 1 руб. за литр до отметки 24,47 коп. за литр, средняя цена на дизтопливо летнее в розничном секторе понизилась на 2 коп. за литр до уровня 19,37 руб. за литр.
Стоимость бензина на заправках в целом по России стала опускаться вслед за оптовым сегментом. Но в опте темпы падения гораздо выше. Пика цены достигли в середине сентября — тогда тонна бензина Аи-92 в среднем по России стоила 26 150 руб., бензина Аи-95 — 27 700 руб. С тех пор бензин этих марок подешевел на 7,5 и 4,3% соответственно.
Розничные торговцы не торопятся снижать цены, поскольку недовольны существующей маржой, считает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин. В начале года они получали 6-7,5 руб. с литра бензина, а сейчас — около 1,5 руб., подсчитал чиновник. Цены в рознице не начнут существенного снижения до тех пор, пока маржа продавцов не достигнет 3 руб. за литр, полагает аналитик ИК «Солид» Денис Борисов. В то же время, добавляет эксперт, ценообразование в розничном секторе в России трудно прогнозировать из-за непрозрачности рынка. Традиции четкого пересчета розничных цен при падении оптовых действительно нет, пишет «Коммерсант». Розница активно двигается только в одну сторону — если цены в оптовом секторе растут, то чаще всего поднимаются и в рознице. Это происходит из-за изменения конъюнктуры рынка. Однако при увеличении количества дешевых объемов у оптовиков, розничным торговцам не остается ничего другого, как снижать цены на АЗС хотя бы символически. На данный момент ситуация также во многом зависит от динамики цен на нефть. По расчетам Анатолия Голомолзина, в конечной цене литра бензина 50-55% — это налоги, 20-25% — затраты, 25-30% — прибыль.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что топливо в оптовом сегменте должно было начать дешеветь еще с конца июля. Служба уже начала собирать материалы, которые могут лечь в основу новых обвинений против нефтекомпаний. Неделю назад ФАС разослала требование «представить объяснения по факту поддержания и неснижения цен оптовой реализации нефтепродуктов за период август-сентябрь 2009 года» . На прошлой неделе крупнейшие нефтекомпании ответили на письма службы, однако вердикта о том, допущены ли нефтяниками нарушения, она пока не вынесла. За последний год ФАС дважды возбуждала дела против четырех крупнейших нефтекомпаний («Сургутнефтегаз» избежал преследования), начислив им штрафы, которые достигали 4,5 млрд руб. Правда, этих денег компании пока так и не заплатили — они оспаривают решения службы в судах.
Штрафами ФАС ограничиваться не собирается, обещая начать применять меры уголовной ответственности против руководителей компаний. Служба также может начать борьбу за то, чтобы законодательно заставить нефтяников продавать или сдавать в аренду принадлежащие им АЗС и таким образом стимулировать конкуренцию. Правда пока эти инициативы не оформлены, это просто одна из идей, уточняет Анатолий Голомолзин.
15 октября на Торговой площадке eOil.ru динамика индексов представлена следующими показателями:
Индекс цен на дизельное топливо (летнее)
15 октября индекс цен на дизельное топливо летнее с базисом Сокур составил 12 983 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 13 128 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 12 795 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 12 828 руб. за тонну.
Индекс цен на бензин Аи-92
15 октября индекс цен на бензин Аи-92 с базисом Сокур составил 23 562 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 22 082 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 23 880 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 23 434 руб. за тонну.