Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, выступая на Правительственном часе в Государственной Думе, выразил обеспокоенность в связи с появляющимися в последнее время инициативами всячески затянуть начало применения новых норм антимонопольного законодательства. Подобные намерения исходят от некоторых представителей крупного бизнеса и лоббистов. ФАС России считает, что это связано с серьезным ужесточением санкций за нарушение антимонопольного законодательства, в частности, введением с конца октября этого года уголовной ответственности для предпринимателей, не соблюдающих правила конкуренции.
А. Голомолзин в рамках своего выступления перед парламентариями напомнил, что в конце августа 2009 года вступили в силу поправки в антимонопольное законодательство из «второго антимонопольного пакета». Поправки уточняют ряд норм закона «О защите конкуренции», усиливают меры воздействия в отношении крупных монополий в части наиболее опасных нарушений антимонопольного законодательства, усиливают контроль антиконкурентных действий органов власти.
Также в конце октября в силу вступит еще одна составляющая «второго антимонопольного пакета» — поправки в Уголовный кодекс Российской Федерации, конкретизирующие и ужесточающие ответственность за картели и рецидивные злоупотребления доминирующим положением на рынке, как наиболее опасные нарушения антимонопольного законодательства.
В то же время поправки снижают административное бремя в отношении малого и среднего бизнеса. Повышаются пороговые значения активов организаций, которым нужно обращаться в антимонопольную службу с ходатайством о разрешении совершить ту или иную сделку.
Сейчас антимонопольные органы на постоянной основе осуществляют контроль и мониторинг за ситуацией на товарных рынках. В 2009 году увеличилось количество дел, возбужденных по инициативе ФАС России. В 1 полугодии 2008 года было возбуждено 2695 дел, в том числе 1319 по заявлениям, 1376 по инициативе ведомства. В 1 полугодии 2009 года было возбуждено 4168 дел, из них 1800 — по заявлениям, 2368 — по инициативе ФАС России.
Особое внимание антимонопольная служба уделяет социально и экономически значимым рынкам, в том числе:
— реформируемым естественным монополиям;
— топливу;
— лекарственным средствам;
— продуктам питания.
В первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста количества нарушений антимонопольного законодательства составил 7-9%, были выявлены 929 монополистических действий, 259 случаев недобросовестной конкуренции. Количество нарушений со стороны органов власти возросло в два раза и составляет 2321 случай.
Субъекты естественных монополий остаются в числе наиболее часто нарушающих хозяйствующих субъектов: 287 нарушений были ими совершено в 1 полугодии 2009 года. Еще 267 нарушений субъекты естественных монополий совершили в рамках соглашений (согласованных действий) с органами власти.
Антимонопольные органы обеспечивают контроль неукоснительного соблюдения требований антимонопольного законодательства. В 2008 году по сравнению с 2007 годом размер штрафов увеличился в 25 раз и суммарно составил около 12,5 млрд. рублей. За 2009 год уже назначено штрафов на сумму более 10 млрд. рублей. Дополнительно ожидается назначение значительных сумм штрафов по делам, по которым антимонопольная служба установила факты нарушения законодательства.
Практически все решения и предписания антимонопольной службы оспариваются в судах. В пользу ведомства по разным составам нарушений выносится от 75 до 90% решений судов.
Значительное количество дел ФАС России и ее территориальные управления рассмотрели на рынках нефтепродуктов — более 200 за 2008 — 2009 годы. Рост цен на нефтепродукты способствовал увеличению инфляции, привел не только к низкому уровню рентабельности организаций транспорта, но их убыточности. Только период 2009 года в ФАС России поступило более 430 обращений граждан и организаций.
В числе рассмотренных антимонопольной службой дел и две серии в отношении крупнейших ВИНК. В 2008 году был признан факт установления монопольно высоких оптовых цен и дискриминационные действия. Штраф составил более 5 млрд. рублей.
В 2009 году рост цен стал следствием изъятия нефтепродуктов с внутреннего рынка, а также продолжающихся дискриминационных действий. Размер уже назначенных в отношении 2 компаний штрафов составил 9 млрд. рублей. В отношении ещё двух решение будет принято в ближайшем месяце.
По делам на региональных рынках нефтепродуктов решения судов в основном выносятся в пользу антимонопольных органов. По делам на федеральном рынке судебная практика пока складывается неоднозначно. По мнению ФАС России, есть все основания рассчитывать на то, что итоговая статистика будет в пользу антимонопольной службы. Окончательное решение по разбирательствам по делам на федеральном рынке будет принято Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Большое значение для жителей различных регионов страны имеют дела на рынках авиатранспорта и услуг связи.
Более 10 дел было рассмотрено на рынках авиаперевозок. Так, в рамках дела в отношении аэропорта в Кавминводах по жалобе компании ЮтЭйр после устранения нарушения цены на билеты снизились в 1,5 раза. Принятые Правительством РФ в рамках антикризисного плана и во исполнение «второго антимонопольного пакета» правила недискриминационного доступа к услугам в аэропортах позволяют решать эту проблему уже не в режиме пресечения, а в режиме предупреждения нарушений антимонопольного законодательства.
В рамках дела в отношении ОАО «Сибирьтелеком» стоимость услуг доступа к сети Интернет была снижена более чем в 10 (!) раз. Аналогичные расследования проводятся и в отношении других регионов, в том числе Дальнего Востока, Южного федерального округа.
А. Голомолзин подчеркнул, что политическая позиция депутатов Государственной Думы по оценке ситуации на товарных рынках совпадает с правовой позицией и экономическими оценками ФАС России. Вместе с тем, он отметил, что угрозу представляют, в частности, попытки подвергнуть ревизии основные положения «второго антимонопольного пакета». Нельзя не напомнить, что этот пакет, после долгих дискуссий и консультаций, был принят законодателями единогласно, отражая общие приоритеты всех политических сил в защиту конкуренции.