Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/evropejskie-tankery-popali-pod-rossijskoe-sokrashhenie/300819/
|
В августе количество европейских танкеров, которые перевозят российскую нефть, сократилось с июля почти на треть. Западные аналитики говорят о том, что судовладельцам становится все сложнее работать при цене сырья выше потолка, который установила «Большая семерка». В то же время в августе Россия значительно снизила экспорт из балтийских и черноморских портов и часть незадействованных европейских судов стоит в ожидании будущей загрузки. Перевозка российской нефти по-прежнему остается одной из самых выгодных.
По данным автоматической идентификационной системы (АИС) судов, в августе количество танкеров греческих судовладельцев, которые перевозят российскую нефть, значительно сократилось. Если в середине июля на линии находились 74 танкера, то в конце августа — около 50. Речь идет о судах, которые как следуют в пункт назначения, так и возвращаются обратно или находятся в портах отгрузки-выгрузки.
Накануне норвежский судовладелец Frontline заявил, что потолок цен на нефть начинает играть свою роль и судовладельцы выходят из перевозок российской нефти. Санкции запрещают европейским компаниям оказывать любые услуги по транспортировке, если стоимость груза превышает $ 60 за баррель. Минфин России еще по результатам июля сообщал, что стоимость Urals составила в среднем $ 64 за баррель. Этот самый популярный сорт российского сырья вывозят из балтийских и черноморских портов.
Собеседники «Коммерсанта» в то же время рассказывали о том, что угроза вторичных санкций и рост стразовых военных премий из-за атак дронов ВСУ в Черном море также вынуждают судовладельцев сходить с российских маршрутов.
Однако точно назвать причину или ряд их, пока невозможно. И для этого есть веские основания. С одной стороны, страны Запада аккуратно подходят к ограничению поставок российской нефти, чтобы не вызвать нового ценового шока, и пока никак не комментируют данные о преодолении ценового потолка. С другой, снижение количества европейских танкеров коррелируется с сокращением экспорта нефти из России. Еще в феврале вице-премьер Александр Новак говорил о весеннем сокращении добычи в 1 млн баррелей в сутки, которое началось с мая. А на август Россия взяла на себя дополнительные обязательства снизить экспорт на 500 тыс. баррелей в сутки и продлить его на уровне 300 тыс. баррелей в сутки на сентябрь.
Как сообщает Bloomberg, с 11 июня по 20 августа экспорт нефти из западных портов России сократился с 2,33 млн баррелей в сутки до 1,46 млн баррелей — на 870 тыс. баррелей. При этом разница грузоподьемности греческих танкеров, перевозивших российскую нефть в июле и августе, составляет 22,5 млн баррелей — 750 тыс. баррелей в сутки при среднем круговом рейсе в один месяц.
Кроме того, из восьми греческих компаний только Maran Tankers Management Inc. снизил количество перевозок почти до нуля. Остальные продолжают перевозки и у каждого из них есть танкеры, которые во второй половине августа отправились в рейс — как из Балтийского моря, так и Черного. Из 49 судов 33 идут к потребителям и 10 из них указывают конечной точкой Индию.
Более того, еще пять танкеров греческих судовладельцев, судя по данным АИС, находятся в режиме ожидания — стоят или в нейтральных водах напротив Эстонии в Балтийском море или у ОАЭ в Оманском заливе.
Также греческие компании продолжают и перевозку нефтепродуктов из России, а крупнейшим по-прежнему остается TMS Tankers. В августе судовладелец предоставил 20 нефтяных танкеров, которые за раз могут перевозить 19 млн баррелей.
Показательно, что сократили количество танкеров на линиях перевозки российской нефти и владельцы серого флота. Один из самых мощных новичков — норвежско-швейцарская Fractal Shipping, которая через свое подразделение в ОАЭ создала флот из 28 танкеров.
«Кроме европейских перевозчиков, в число операторов теневого флота входят компании из Индии, ОАЭ, Китая, Ирана и Сингапура. Говорить о количестве отгрузок их танкерами трудно, но общий тренд цены на нефть указывает, что существенного дефицита поставок российский нефти на рынок нет, что говорит в пользу того, что падение отгрузок из российских портов вряд ли превышает озвученные Минэнерго цифры», — говорит независимый промышленный эксперт Максим Худалов.
Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на обзор агентства Argus «Нефтетранспорт», стоимость фрахта судов класса Aframax и Suezmax из Новороссийска до западного побережья Индии сохранилась на уровне $ 3,9 млн и $ 4,4 млн за рейс, как и в июле. При этом доставка несанкционного груза по похожему маршруту стоит до $ 3 млн, и ставки снижаются.