Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/ehkspert-bez-ogranicheniya-ehksporta-benzina-na-rynke-rf-mozhet-vozniknut-deficit/300742/
|
Коммерческий директор сети АЗС «Нефтьмагистраль» Сергей Соловьев считает, что отсутствие вмешательства правительства и новых мер по регулированию топливного рынка может привести к дефициту предложения и к разорению ряда независимых АЗС.
«В этой ситуации самым простым и действенным способом было бы введение экспортных пошлин или увеличение производства для покрытия спроса», — заявил Соловьев ТАСС. При этом он не согласился с позицией Минэнерго России, которое считает нынешнюю ситуацию на рынке временной и сезонной.
«Сейчас слишком большой разрыв между ценами на внешнем и внутреннем рынке, поэтому осенью и зимой ситуация не стабилизируется без дополнительных мер со стороны правительства», — считает Соловьев. «Если ничего не делать, то это может привести к разорению ряда независимых АЗС, а потом возникнет и дефицит на АЗС ВИНКов [вертикально-интегрированных нефтяных компаний] — у них тоже не хватит топлива для покрытия возросшего спроса», — пояснил Соловьев.
По его словам, введение ограничений экспорта топлива позволило бы не только наполнить бюджет, но и сгладить разницу между внутренним и внешним рынками по их привлекательности для поставок российского бензина и дизеля.
Соловьев считает, что в ряде регионов уже сейчас есть дефицит предложения, который спровоцировали остановки НПЗ на ремонт, а также увеличение спроса из-за роста грузоперевозок и появление необходимости удовлетворять потребности новых регионов в топливе.
«Основным и главным фактором текущей ситуации на рынке является диспаритет цен на топливо между внутренним и внешним рынками, который произошел в том числе из-за налогового регулирования и повышения налогов на топливную отрасль внутри России. Сейчас они составляют до 70% и более в стоимости каждого литра как в рознице, так и в опте», — отметил он.
По словам Соловьева, изначально такая ситуация сложилась из-за налогового маневра, на который пошла России из-за требований ВТО. В результате страна постепенно обнуляет экспортную пошлину, повышая НДПИ и объем акцизных платежей, делая тем самым экспорт более привлекательным.
В свое время этот диспаритет был устранен за счет введения демпфера, который компенсирует нефтяникам недополученную прибыль от экспорта, что делало внутренние цены в опте сопоставимыми с экспортом. Однако со временем и после его корректировки, демпфера стало не хватать. В итоге топливный рынок России стал жить в условиях постоянной волатильности, пояснил Соловьев.
В результате ряд вертикально-интегрированных компаний, которые имеют собственные добычные и перерабатывающие мощности, в настоящий момент вынуждены продавать топливо себе в убыток из-за роста оптовых цен на топливо. Независимые же АЗС не могут себе позволить торговать в убыток, поэтому в настоящий момент они теряют клиентов.
«Сейчас независимые АЗС не могут встать в цену нефтяных компаний, у которых она на 3-4 рубля дешевле при пересчете на 1 литр топлива. Например, если Аи-95 в закупочной цене стоит 55 рублей, то отдельные нефтяные компании продают его за 53-54 рубля за литр, то есть дешевле, чем независимые АЗС его покупают оптом», — заключил он.
Глава Минэнерго России Николай Шульгинов ранее заявлял, что министерство рассматривает два варианта возможности ограничения экспорта, которые позволят не допустить возникновения «серого экспорта»: введение списка экспортеров нефтепродуктов и лицензирование экспорта. Решение пока не принято, но рассматривается в правительстве.
При этом Минэнерго считает, что на рынке нет дефицита топлива. Уровень производства нефтепродуктов на заводах полностью обеспечивает текущий спрос на топливо с учетом переориентации части экспорта бензина и дизтоплива на внутренний рынок, а также поставки запасов с нефтебаз на местах по рекомендациям Минэнерго и ФАС, отмечали в министерстве.
По данным Минэнерго, в настоящее время выпуск автомобильного бензина в объеме 117,4 тыс. тонн в сутки соответствует среднему уровню августа 2021 и 2022 года, а производство дизтоплива (232 тыс. тонн в сутки) почти на 10% выше уровня августа предыдущих лет.