Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/stoimost-perevozki-rossijskoj-nefti-v-kitaj-i-indiyu-s-nachala-goda-snizilas-v-14-raza/297609/
|
Стоимость транспортировки нефти из портов Балтики в Северный Китай в июне снизилась до $13,2 за баррель, тогда как еще в начале года она составляла порядка $18 за баррель, а отдельные спотовые сделки проходили по $26-27 за баррель. Такие данные привел руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев в своей авторской колонке, опубликованной «ИнфоТЭК».
В январе 2023 года Институт энергетики и финансов в рамках проекта Центра ценовых индексов Газпромбанка начал оценивать стоимость фрахта для российских нефтяных грузов. Оценки основаны на опросе российских судоходных компаний и трейдеров.
«Июнь стал первым в 2023 году месяцем, когда ставки фрахта даже на сверхдальних направлениях оказались ниже психологически важного уровня в $13,5 за баррель ($100 за тонну): из Балтики в Северный Китай — $13,2 за баррель, или $96 за тонну. Конечно, говорить о «низких» ставках сейчас сложно, пока что российский рынок вернулся к уровням сентября-октября прошлого года», — цитирует Кондратьева «ИнфоТЭК». Таким образом, стоимость фрахта понизилась с начала года в 1,4 раза.
По его словам, резкий рост ставок фрахта в начале года был связан с введенным странами ЕС в декабре 2022 года эмбарго на импорт нефти из России и «потолком цен», из-за которого предложение танкеров сократилось, а «санкционные премии» — выросли.
«Однако, как и в 2022 году, рынок быстро адаптировался к новым условиям: уже в марте ставки начали снижаться. Сейчас стоимость транспортировки российской нефти в Западную Индию из Новороссийска составляет $6,8-7 за баррель, из портов Балтики — $9,5-10 за баррель», — отметил он.
Кондратьев считает, что стоимость фрахта продолжит снижаться, и «уже осенью транспортировка нефти из Новороссийска в Западную Индию может стоить $6 за баррель». «Наш оптимизм связан с высоким предложением танкеров и со стабильным спросом на российскую Urals на новых рынках. В начале 2022 года почти никто не ожидал, что индийские НПЗ смогут быстро перестроиться на переработку Urals, отличающуюся по составу от сырья из Ирака и Саудовской Аравии. Однако сейчас доля российской нефти в индийском импорте превышает 45%, в ресурсах НПЗ в целом — 35%, а по отдельным заводам она выше 80%», — отметил он.