Интервью
|
https://www.oilexp.ru/question/interview/dobycha-nefti-stabiliziruetsya-ehksport-vyrastet/29639/
|
– Действительно, освещая вопрос российского рынка нефти, невозможно не коснуться вопроса добычи нефтяного сырья в РФ в настоящее время и на перспективу.
Наша нефтяная промышленность пережила тяжелые времена с конца с 80-х годов прошлого века, когда добыча нефти в стране падала, если не сказать, что «летела» вниз.
В 1987 году добыча нефти составляла 575,3 млн тонн, а тремя годами позже она снизилась: в 1990 году – 518,9 млн тонн, в 1993 году – 354,6 млн тонн. До сих пор мы не достигли объемов добычи 80-х годов. Только начиная с 2000 года произошел рост добычи, ежегодный прирост составлял 7-10%.
Ожидаемая добыча за 9 месяцев 2009 года может составить 367,6 млн тонн, что на 0,6% больше аналогичного периода 2008 года (365,5 млн тонн). Ожидаемая добыча 3 квартала 2009 года – 124,9 млн тонн, что на 1,3% выше аналогичного периода 2008 года.
И наконец, озвучу прогноз. В 2008 году добыча составила 488,5 млн тонн. Ожидаемая добыча за 2009 год может составить 493 млн тонн, это на 0,9% превышает добычу 2008 года.
Так что в настоящее время можно говорить о стабилизации добычи.
– Ожидаемая поставка нефти на экспорт в дальнее зарубежье за 9 месяцев текущего года превысит показатель аналогичного периода 2008 года на 0,5%, при этом наблюдается снижение поставки в направлении порта Одесса, ожидаемая поставка в этом направлении за 9 месяцев составит 39,6% от предыдущего года. В целом по 2009 году ожидается поставка на экспорт 245 млн тонн, что на 6,9 млн тонн превысит уровень 2008 года (+2,9%). Как видим, экспортеры наращивают показатели!
Напротив, поставка на НПЗ за январь-сентябрь упала на 100 тыс. тонн по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 157,8 млн тонн.
– Сегодня по этой системе транспортируется около 90% добываемой в России нефти. Это наиболее дешевый и быстрый способ доставки потребителям. Причем объем приема нефти в систему магистральных нефтепроводов напрямую зависит от добычи нефти в нефтегазовых провинциях, имеющих выход к системе магистральных нефтепроводов.
Еще один показатель, который влияет на российский рынок нефти — это прием в систему магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». АК «Транснефть» крупнейшая нефтепроводная система является монополистом, и ее работа регулируется российским антимонопольным законодательством.
Перейдем к новым направлениям. Развитие месторождений Восточной Сибири дало старт строительства трубопровода ВСТО. Уже в 4 квартале 2009 года графиком экспорта предусмотрена отгрузка первой партии нефти в объеме 300 тыс. тонн по ВСТО из ресурсов ОАО «ТНК-ВР-Холдинг» и ОАО «Сургутнефтегаз».
Одним из перспективных направлений загрузки ВСТО, помимо месторождений Восточной Сибири, считается вариант транспортировки нефти с Ванкорского месторождения по новому трубопроводу Пур-Пе – Самотлор, завершение строительства которого намечено на 2012 год. Данный трубопровод даст возможность поставлять нефть с этого месторождения, как в западном, так и в восточном направлениях, его планируемая мощность составит 30 млн тонн в год.
Еще одному перспективному направлению отгрузки стоит уделить внимание. Это строительство БТС-2 с конечным пунктом отгрузки в Усть-Луге, данный трубопровод мощностью 30 млн тонн в год, с расширением до 50 млн тонн в год, также планируется ввести в эксплуатацию в 2012 году.
–В настоящее время загрузка трубопроводной системы АК «Транснефть» по направлениям отгрузки различна. Наиболее загруженное направление это – Приморск, отгрузка нефтяного сырья через этот порт в 2008 году составила 73,9 млн тонн, ожидаемая отгрузка в 2009 году также приблизится к 74 млн тонн. Проектная мощность Приморска составляла 70 млн тонн, что говорит о перегрузке мощностей на этом направлении.
Новороссийск является также достаточно загруженным направлением, там процент загрузки в 2009 году ожидается на уровне 92,9%, в 2008 году этот показатель составлял 86,8%.
Загрузка нефтепровода «Дружба», ожидается на уровне 75%.