Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/neft-i-gaz-tak-i-ne-podorozhali-vopreki-ozhidaniyam/295732/
|
В течение нескольких месяцев после начала конфликта на Украине цены на энергоносители устремлялись в космос при любом намеке на плохие новости. Когда американский газовый завод закрылся после пожара, забастовки привели к остановке французских нефтяных терминалов, Россия потребовала от Европы оплачивать топливо рублями или погода становилась хуже, чем обычно, на рынках начинался хаос. Однако с января все изменилось. Мировой эталон нефти Brent держится в районе $75 за баррель по сравнению со $120 год назад, а газ в Европе стоит €35 евро ($38) за Мегаватт-час (МВт•ч), что на 88% ниже августовского пика.
Дело не в том, что новости внезапно улучшились. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и ее союзники объявили о существенном сокращении добычи. В Америке число буровых установок для добычи нефти и газа снижается уже семь недель подряд: так производители реагируют на скромное вознаграждение. Некоторые газовые объекты в Норвегии, которые сейчас имеют огромное значение для Европы, находятся на длительном техобслуживании. Нидерланды закрывают крупнейшее газовое месторождение в Европе. Тем не менее, любой скачок цен быстро теряет импульс.
Отчасти это можно объяснить неутешительным спросом. В последние месяцы ожидания в отношении глобального экономического роста снизились. Банкротство нескольких банков весной породило опасения по поводу неизбежной рецессии в США. Инфляция нанесла удар по европейским потребителям. Обоим регионам еще предстоит в полной мере ощутить последствия повышения процентных ставок. При этом восстановление в Китае после Covid оказалось гораздо слабее, чем ожидалось. В свою очередь, вялый рост снижает спрос на топливо.
Однако, если посмотреть внимательнее, история со спросом выглядит не столь убедительно. Несмотря на то, что надежды на восстановление в Китае не оправдались, страна потребляла в апреле рекордные 16 млн баррелей нефти в сутки. Оживление в сфере грузоперевозок, туризма и путешествий после мрачного периода борьбы с Covid, означает рост потребления дизеля, бензина и авиационного топлива. В Америке падение цен на бензин на 30% по сравнению с прошлым годом является хорошим знаком для летнего сезона автопоездок. Ожидается, что в Азии и Европе сохранится высокая температура, что повысит спрос на газ для охлаждения воздуха.
Более убедительным кажется объяснение на стороне предложения. Последние два года высокие цены стимулировали добычу за пределами ОПЕК, и сейчас эти объемы выходят на рынок. Нефть поступает из Атлантического бассейна благодаря сочетанию традиционных скважин (в Бразилии и Гайане) и добыче сланца и нефтеносных песков (в Америке, Аргентине и Канаде). Норвегия также увеличила добычу. По оценкам JPMorgan Chase, добыча в странах, которые не входят в ОПЕК, вырастет в 2023 году на 2.2 млн баррелей в сутки.
Теоретически, эти объемы должны компенсироваться за счет сокращения добычи, о котором в апреле объявили основные участники ОПЕК (1.2 млн баррелей в сутки) и Россия (500000 баррелей в сутки). Саудовская Аравия добавила к этому еще 1 млн баррелей в сутки в июне. Тем не менее, добыча в этих странах упала не так сильно, как было заявлено, тогда как другие страны ОПЕК наращивают экспорт. Поставки из Венесуэлы растут благодаря инвестициям американского гиганта Chevron. Экспорт из Ирана достиг самого высокого уровня с 2018 года, когда Америка ввела новые санкции. Действительно, пятая часть мировой нефти сейчас поступает из стран, находящихся под западными санкциями, и продается со скидкой, что способствует снижению цен.
Ситуация с поставками газа более запутанная: основной российский трубопровод, поставляющий газ в Европу, по-прежнему закрыт. Однако снова заработал завод Freeport lng, на который приходится пятая часть американского экспорта СПГ и который пострадал в результате взрыва в прошлом году. Другие виды российского экспорта в континентальную Европу сохраняются. Норвежские потоки полностью возобновятся в середине июля. Самое главное, в Европе накопились огромные запасы. Хранилища блока заполнены на 73% по сравнению с 53% год назад и готовы достичь целевого показателя в 90% до декабря. В богатых азиатских странах, таких как Япония и Южная Корея, также много газа.
Когда инфляция стремительно росла, а процентные ставки оставались умеренными, сырьевые товары, особенно нефть, были привлекательным средством защиты от роста цен, подталкивая цены вверх по мере притока инвесторов. Теперь, когда спекулянты ожидают снижения инфляции, привлекательность снизилась. При этом более высокие ставки повышают привлекательность более безопасных активов, таких как денежные средства и облигации. В результате число чистых спекулятивных позиций (баланс между длинными и короткими ставками, которые игроки делают на фьючерсных рынках нефти) резко снизилось. Более высокие ставки также повышают стоимость упущенной выгоды, связанной с хранением запасов нефти, поэтому физические трейдеры избавляются от запасов. Объемы в плавучих хранилищах снизились с 80 млн баррелей в январе до 65 млн баррелей в апреле, что является самым низким показателем с начала 2020 года.
Цены могут вырасти позднее в этом году. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть достигнет рекорда в 102.3 млн баррелей в сутки в 2023 году. Предложение нефти также достигнет рекордного уровня, однако МЭА считает, что рынок столкнется с дефицитом во второй половине 2023 года. Подобное мнение разделяют многие банки. С приближением зимы конкуренция за поставки СПГ между Азией и Европой усилится. Ставки фрахта на зиму уже начали повышаться в ожидании роста.
Тем не менее, прошлогодний кошмар вряд ли повторится. Многие аналитики ожидают, что Brent останется в районе $80 долларов за баррель и не достигнет трехзначных показателей. Фьючерсные рынки газа в Азии и Европе говорят о повышении цен на 30% к осени по сравнению с нынешним уровнем, но это не будет экстремальный рост. Сырьевые рынки смогли адаптироваться за последние 12 месяцев. Теперь для взрывного роста цен потребуется что-то большее, чем просто намек на плохие новости.