В четверг, 1 октября, ФАС рассмотрит дело Кингисеппского НХК по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» госкомпанией «Транснефть» и Минэнерго. Из-за условий, выставляемых ответчиками, проектирование и строительство КНХК стоимостью $8 млрд. не может начаться уже второй год, утверждают в компании. Камнем преткновения стали условия подключения предприятия к БТС-2, проходящей в 5 км от будущего комплекса.
«Транснефть» отказалась выдавать техусловия КНХК, так как это не предусмотрено распоряжением правительства о строительстве нефтепроводной системы. Ситуация могла измениться, выйди Минэнерго в правительство с проектом поправок в этот документ. Но добиться этого не удается уже второй год.
Монополия же требует от завода гарантию поставок сырья. Сначала речь шла о десятилетних контрактах с нефтяниками, сейчас срок снижен до трех лет. Но это все равно не устраивает КНХК, так как порождает зависимость компании от поставщиков. «Подобная зависимость противоречит программе развития конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов», — отметил заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. О мерах воздействия на «Транснефть» и Минэнерго можно будет говорить после установления факта нарушений.
КНХК мог бы попытаться загрузить мощности через железную дорогу, но здесь компания в итоге упрется в другого монополиста — РЖД. В КНХК утверждают, что возврат к поставкам сырья по железной дороге сейчас уже невозможен по экономическим причинам, пишет РБК daily.
Неаффилированность с ВИНК — главное препятствие на пути проекта. Получить столь значительный объем нефти в условиях ее небольшого количества на свободном рынке будет непросто. Между тем кингисеппский комплекс включен во все документы правительства по развитию нефтепереработки и получил положительные визы во всех профильных учреждениях. А потери от задержки с запуском проекта отраслевые институты оценивают в 145 млрд руб., больше, чем стоит БТС-2.