Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/v-mire-razgoraetsya-bitva-za-beluyu-neft-chto-upustila-rossiya/294538/
|
Литий уже называют металлом будущего, а еще «белой нефтью»: на планете его не так много, а спрос растет колоссальными темпами. Сразу после пандемии литий подорожал на сотни процентов и еще не один год будет в дефиците — из-за нужд энергоперехода на Западе и в Китае. А что происходит в России?
МНОГОЛИКИЙ ЛИТИЙ
Область применения металла весьма обширна. «Около половины добываемого карбоната лития используется в производстве аккумуляторов для различных областей, на стекло и керамику (производство солнечных панелей) идет около трети, на смазочные материалы и полимеры — 12%, на другие цели — 15%», — пояснил заместитель директора Проектного офиса развития Арктики, кандидат химических наук Александр Воротников.
По его словам, использование лития благодаря большому количеству допустимых циклов заряд-разряд важно тем, что позволяет развиваться системам накопления энергии (батарейки, аккумуляторы, накопители).
«Добыча и переработка лития также очень важны для достижения Россией углеродной нейтральности к 2060 году», — подчеркнул эксперт.
Это возможно лишь при переходе к гибридной генерации энергии, ее дают в том числе мини-ГЭС, термальные и приливные электростанции, которым необходимы накопители энергии, а литиевые оптимальны по своим свойствам.
Доцент кафедры национальной экономики Экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин добавляет: литий, как самый легкий и один из наименее химически активных металлов используется в производстве аккумуляторов, в электронике, автомобильной, авиационной, атомной и других видах промышленности. По мере роста популярности электрокаров потребность в литии растет.
«Переход от бензина к аккумуляторам является главной тенденцией по всему миру», — пояснил доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев.
Батареи не выбрасывают вредных веществ и бесшумны. Хотя аккумуляторная техника и инструменты пока дороже бензиновых, их эксплуатационные расходы гораздо ниже, без затрат на топливо и запасные части. Ожидается, что спрос на литийные аккумуляторы в России вырастет с нынешних 20,5 тысяч тонн до 200 тысяч тонн.
Эксперты напоминают, что литий широко применяют и в медицинских препаратах для лечения различных биполярных расстройств и психозов. Эта сфера потребления тоже важна для экономики и общества.
СПРОС И ЦЕНЫ
Оптовые цены на литий отличаются от розничной и сильно волатильны. Например, если тонна лития на китайском рынке в начале января 2023 года торговалась за 490 тысяч юаней или 71 тысячу долларов, то в прошлом году цена была на 10 процентов выше. При этом цена за год выросла на 20,3 процента.
Прошлогодний рост цен привел к тому, что в текущем году ожидается запуск значительного количества новых объектов по добычи лития. Ожидается рост производства на 20-40 процентов, и на этом фоне цены начали падать. Так, стоимость гидроксида лития с начала года просела вдвое.
Основные производители лития — Австралия, Боливия, Китай, Аргентина и Чили. Но технологией интересуются и в других странах. Дальнейшее развитие рынка будет зависеть от роста спроса, прежде всего, со стороны электромобилей. Пока их доля в мировом масштабе менее 10 процентов. Однако к концу текущего года объем продаж в Европе, как ожидается вырастет почти до 25 процентов, а в Китае — до 18 процентов.
Бизнес уже оценил перспективы. Корейские компании LG Energy и Hyundai Motor, вложив всего 4,3 миллиарда долларов, смогут обеспечивать рынок аккумуляторами на 30 ГВтч или на 300 000 электромобилей в год. Аналитики считают, что предложение на рынке за пару лет уже выросло на 43 процентов, и сохранение таких темпов может сильно увеличить цены на бирже. А если произойдет технологический рывок, литий окажется дороже золота.
ВОРВАТЬСЯ НА РЫНОК
В России заводы по производству лития и батарей имеются еще с советских времен в Красноярске, Новосибирске и Тульской области. Была и собственная добыча, однако со временем оказалось, что ввозить металл выгоднее, чем разрабатывать самим.
«В России сейчас нет собственной добычи этого металла», — уточнил Воротников. Два отечественных предприятия, которые работают с литием — в Туле и Красноярске, обеспечиваются импортным сырьем, которое сильно дорожает.
При этом наша страна входит в десятку стран по запасам лития. По разным оценкам они составляют от 1 до 2,5 миллионов тонн. Сокращение импорта из Латинской Америки на 80 процентов и рост цен на мировом рынке привели к необходимости возобновления собственной добычи. «Норильский Никель» и «Росатом» уже заявили о запуске совместного проекта в Мурманской области.
«Очень важна планирующаяся разработка Колмозерского месторождения лития в Мурманской области, поскольку встал вопрос снижения импортозависимости», — добавил Воротников. В текущих условиях надежным источником сырья является только добыча на территории нашей страны.
Наиболее дешевая и доступная технология — извлечение из природных рассолов с повышенной концентрацией минералов. «Отечественные нефтяные компании не раз сталкивались с наличием в подземных водах лития и подсчитали, что могут на месторождениях попутно заработать еще по 13 — 15 миллиардов долларов в год на его продаже. И это при текущих возможностях, а если вложиться в разработку, доход вырастет десятикратно», — отметил Тимофеев. Причем добыча на нефтяных месторождениях может оказаться даже дешевле получения рудным способом.
Обсуждаются идеи бурения скважин к подземным водам Ковыктинского месторождения, на Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции, в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе. Уже есть технологии, позволяющие обеспечить замкнутый водооборот и не допустить вредных выбросов в атмосферу. А готовой продукции должно хватить не только для покрытия собственных потребностей, но и для прорыва настоящий прорыв на мировой рынок. Тогда доминирование на нем Чили, Австралии, Китая и Аргентины будет разрушено.