На прошедшей неделе крупнооптовый сектор российского рынка нефтепродуктов продемонстрировал отрицательную динамику. Давление на рынок оказали такие факторы, как уменьшение экспортной составляющей в экономике компаний, так как поставка бензина на внутренний рынок стала выгоднее экспорта. Сезонное снижение уровня спроса на бензины, таким образом, совпало с ростом уровня насыщения рынка свободными объемами. Внутренний спрос на бензин и дистилляты сократился в сентябре на 10—15% по сравнению с летними месяцами. Таким образом, трейдеры ожидают дальнейшего снижения цен. Также немаловажно то, что в начале сентября цены на нефтепродукты были сильно завышены, и с первой декады месяца были заметны отрицательные тенденции, компании корректировали свои цены, делая их более приемлемыми.
Также в преддверии торгов нефтью компании производят отрицательные изменения отпускных цен. По предварительным данным, западносибирская нефть с поставкой в октябре будет стоить как минимум на 1500 руб./т. дешевле сентябрьских партий сырья.
Осеннее падение спроса на нефтепродукты оказалось неожиданным для многих участников рынка. К середине сентября по сравнению с предыдущими месяцами падение составило 10—15%. Чтобы избавиться от излишков нефтепродуктов, компании будут вынуждены снизить цены на бензин гораздо раньше, чем ожидалось, считают эксперты.
Для рынка нефтепродуктов осень традиционно считается периодом застоя. Пик летнего сезона, когда резко возрастают продажи бензина и дизеля, уже прошел. Перед зимой участники рынка в большей степени переключают свое внимание на горючее для отопительных целей. Однако исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко говорит, что в предыдущие годы в России пик потребления автовладельцев приходился на период с середины августа по начало октября. Он предполагает, что причиной падения деловой активности стал финансовый кризис.
В условиях ухудшения конъюнктуры у нефтяных компаний начали накапливаться нераспроданные объемы топлива, пишет «RBC daily». По данным Reuters, в среду в ходе тендера «Газпром нефть» не смогла продать большую часть своего бензина и дизеля с Московского НПЗ из-за ограниченного спроса. По словам трейдеров, предложения оказались непривлекательными в условиях падающего рынка. Еще больший избыток нефтепродуктов можно ожидать после того, как на нескольких крупных нефтеперерабатывающих заводах в Центральной России и Сибири завершатся восстановительные работы.
21 сентября на Торговой площадке eOil.ru динамика индексов представлена следующими показателями:
Индекс цен на дизельное топливо (летнее)
21 сентября индекс цен на дизельное топливо летнее с базисом Сокур составил 15 554 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 14 306 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 15 086 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 14 370 руб. за тонну.
Индекс цен на бензин Аи-92
21 сентября индекс цен на бензин Аи-92 с базисом Сокур составил 25 524 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 23 841 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 24 315 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 24 085 руб. за тонну.