Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/tajmyrskoe-vremya-rossijskoj-nefti-poluostrovu-obeshhayut-gigantskie-mestorozhdeniya/292934/
|
Вероятность того, что на полуострове Таймыр можно открыть гигантские месторождения нефти и газа, высока. Поэтому необходима кардинальная и геологическая оценка, считают специалисты. Однако проекты будут высокозатратными, и неизвестно, кто сможет на них решиться, считают эксперты.
«Территория Таймырского муниципального района Красноярского края относится к числу наиболее перспективных на углеводороды земель РФ как по мезозойским, так и по неопротерозойско-палеозойским комплексам. Перспективны все четыре нефтегазоносных бассейна, частично представленные на Таймыре: Западно-Сибирский мезозойский, Хатанго-Вилюйский палеозойско-мезозойский, Южно-Таймырский палеозойский, Северо-Тунгусский неопротерозойско-палеозойский», — говорится в статье «Состояние и новые направления нефтегазопоисковых работ на Таймыре» в журнале «Минеральные ресурсы России. Экономика и управление», передает «Интерфакс». Статью написали заместитель директора по науке ООО НПЦ «Геостра» Виктор Балдин и директор ООО — главный геолог «Башнефтегеофизика» Наиль Мунасыпов.
Специалисты считают, что первоочередной интерес для освоения Таймыра представляет Усть-Енисейская НГО и Западно-Сибирский НГП.
«При интенсивном проведении сейсморазведочных работ и поисково-оценочного бурения здесь имеется высокая вероятность открытия в ближайшие годы новых крупных и гигантских месторождений нефти и газа», — пишут Виктор Балдин и Наиль Мунасыпов.
В то же время, замечают специалисты, изученность всех четырех нефтегазоносных бассейнов Таймыра сейсморазведкой МОГТ и глубоким бурением по настоящее время остается очень слабой.
«Резервный фонд подготовленных сейсморазведкой МОГТ к поисковому бурению нефтегазоперспективных объектов отсутствует. Требуется на порядок (в 10 раз!) от существующего сейчас уровня увеличить объемы МОГТ-2D/3D поискового этапа с целью подготовки объектов под глубокое бурение по современным кондициям и создания богатого резервного фонда нефтегазоперспективных объектов», — отмечают специалисты. По их мнению, ресурсная база углеводородов севера Красноярского края станет одним из опорных пунктов роста грузопотока по Северному морскому пути — как это уже произошло с Ямалом.
Независимый промышленный эксперт Максим Худалов замечает, что косвенным подтверждением мнения авторов статьи является работа Пайяхского кластера «Роснефти».
«Если в 1990-х годах никто не обращал внимания на Таймырские запасы, то в 2020-х „Роснефть“ показала, что потенциал запасов проекта „Восток Ойл“ может составлять до 6 млрд тонн, что почти дотягивает до запасов Самотлора. При этом Западная Сибирь уже довольно глубоко изучена, а вот изучение недр Таймыра только началось», — говорит Максим Худалов.
Освоение Таймыра может занять достаточно продолжительное время, однако потребители российской нефти более осторожны в своих планах на зеленую энергетику, отмечает эксперт.
«Они развивают ее, но с оглядкой на экономическую целесообразность. В этой связи спрос на нефть и газ на востоке останется на высоком уровне», — говорит Максим Худалов.
Аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин говорит о хорошем качестве таймырской нефти, но и затратах, которые придется понести компаниям не в лучшей геополитической ситуации.
«Вся таймырская нефть имеет высокое качество: хорошую плотность и низкое содержание серы. Однако это трудноизвлекаемая нефть, имеющая высокую себестоимость. Там нельзя поставить простые буровые и качалки, характерные для песчаных грунтов стран с жарким климатом. Российские нефтяники в условиях сурового Севера вынуждены часто останавливать работу из-за морозов под 40 градусов и сильного ветра. И это бывает не на один день. Чтобы работа не прерывалась, нужны специальные системы полного укрытия скважин. Чтобы проект развивался, нужно строительство грандиозной по масштабам инфраструктуры: сотни километров трубопроводов, прокладка тысяч километров автодорог и столько же линий электропередачи. В перспективе — и строительство новых нефтеналивных терминалов», — говорит Александр Потавин. Однако на другую чашу весов, замечает он, ставится важность поставок нефти по Северному морскому пути на азиатские рынки — это для России является важным конкурентным преимуществом.
«Обычно такие проекты — дело весьма затратное и по людским ресурсам, и по деньгам. Например, общие инвестиции в комплекс месторождений „Восток Ойл“ на севере Красноярского края, где добычей нефти и газа занимается „Роснефть“, оцениваются в 10 трлн рублей», — аналитик ФГ «Финам» напомнил, что госбюджет России в январе-апреле исполнен с дефицитом 3,4 трлн рублей, хотя общий дефицит по итогам года ожидался в 2,9 трлн руб.
«В такой ситуации ждать помощи от государства не стоит. И пока не ясно, кто бы взял на себя бремя столь значительных инвестиций. В прежние времена затратный проект „Восток Ойл“ был реализован в том числе за счет денег западных инвесторов. Сейчас это невозможно, — продолжает Александр Потавин. — Пойдут ли на схожие затраты частные компании из стран Азиатско-Тихоокеанского региона — большой вопрос, поскольку потребность в топливе там за последний год выросла только благодаря переработке дешевой российской нефти и экспорту продуктов из нее на премиальный рынок ЕС. Если в ближайший год экономику ЕС и США накроет волна рецессии, а цены на нефть снизятся, то планы по развитию трудных российских месторождений так и останутся на бумаге».