Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/konkurs-na-gazprom-siti-v-peterburge-pereshel-v-zavershayushhuyu-stadiyu/2891/
|
Вчера в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге прошла презентация шести проектов, составивших международный конкурс на создание предварительной архитектурной и градостроительной концепции строительства административного делового центра «Газпром-Сити». Пока звездные архитекторы и их команды рассказывали о своих произведениях, судить произведения принялась широкая общественность.
Выставка проектов открылась в Академии художеств в среду. На следующий день авторы приехали на выставку на презентации своих проектов. Порядок получасовых выступлений был определен жребием, почетными гостями и самыми заинтересованными слушателями были члены экспертной комиссии, специалисты по различным тонкостям строительного дела, от которых во второй половине месяца жюри конкурса получит соответствующие экспертные заключения. Пресса, немногочисленная архитектурная общественность и куда более многочисленная архитектурная молодежь составляли разнообразный, но смирный фон мероприятия.
Административный центр «Газпром-Сити» по согласованию с городскими властями Петербурга должен быть построен к 2016 году на берегу Невы напротив Смольного монастыря. По конкурсному заданию главные здания комплекса должны быть высотными – до 300 м. Стоимость всего строительства оценивается в $2 млрд.
Атмосфера вообще сначала была столь благостной и деловой, что могло показаться, что конкурс этот рядовой и проходит не в нервно относящемся к каждому лишнему метру своего высотного строительства Питере, а в привыкших и не к такому Лондоне или Париже. Однако довольно быстро все встало на свои места. Архитекторы говорили: представитель Даниэля Либескинда об арках как об окнах в Европу и в будущее; вторая половина звездной архитектурной пары Херцог и де Мерон комментировал вызов, брошенный им, привыкшим к горным ландшафтам швейцарцам, плоским как блин Петербургом; британская компания с сильным русским акцентом RMJM развлекала публику цветофильтрами, превращавшими их башню то в алые, то в желтые паруса; гуру архитектурного мира Рем Колхас демонстрировал способы претворения авангардной теории в жизнь; команда Жана Нувеля высаживала сады Семирамиды в прозрачном доме-корабле с четырьмя шпилями-мачтами; команда Массимилиано Фуксаса разворачивала свою спираль высотой до 420 м. Эксперты внимали, допущенная общественность напряженно вслушивалась, недопущенная начала собственное голосование в интернете, а самые рьяные противники принялись сочинять альтернативные варианты.
Наиболее подготовленной акцией протеста стала выставка «Под колпаком у Миллера», организованная однофамильцем главы «Газпрома» художником Кириллом Миллером в клубе «Циник», под боком у законодательного собрания Санкт-Петербурга. Исходя из предпосылки, что руководство города, допустившее саму мысль о строительстве в Питере 300-метровой башни, чистейший воды авангардисты, сумасброд и радикал Кирилл Миллер решил продолжать в том же авангардном духе. Он предложил четыре проекта, среди которых «Дом ветеранов власти» или «Кремлевская карусель» на Марсовом поле (комплекс для представителей «питерской президентской команды» после их возвращения на родину) и высотка на Невском проспекте – офисный центр компании «Госспиртпром» в форме громадной бутылки. К господину Миллеру присоединились собратья не столько по искусству, сколько по защите окружающей городской среды – политик Руслан Линьков, политик и художник Юлий Рыбаков и чистые художники, митьки. Состав выставки и ее дислокация могут еще измениться – горожан призывают к сопротивлению башенному строительству.
Однако общественность всех родов и мастей, хоть и получила право голоса (голосовать за понравившийся проект можно будет до конца месяца на выставке и на сайте «Газпром-Сити»), вряд ли сможет оказать какое-либо влияние на итоги конкурса. Об этом свидетельствовала нервозность, как-то незаметно проникнувшая на выставку во время презентации проектов. Из шести абсолютных звезд мировой архитектуры, принявших участие в конкурсе, лично смогли приехать на презентацию только Рем Колхас и Жак Херцог с Пьером де Мероном. И именно они казались наиболее фрустрированными происходящим вокруг. А ведь не было еще ни скандалов, ни изменений правил на ходу, ни нападок разъяренной общественности, да и сам конкурс и отменным качеством представленных работ и первоклассным набором имен выглядит почти что образцовым.
Можно списать нервозность на тонкую артистическую натуру великих архитекторов, а можно увидеть за ней некое непонимание правил игры как таковой. Обратившись к этим архитекторам, «Газпром» вступил на почву самой что ни на есть радикальной и острохарактерной архитектуры. Готов ли заказчик судить по законам именно этого искусства или победителем там, где консерватизма как бы и быть не должно, окажется самый консервативный? Глас народа пока свидетельствует именно о такой возможности: на момент сдачи статьи на сайте «Газпром-Сити» победителем с приличным отрывом от остальных был цветной парус RMJM, родной брат спирали, взращиваемой ими в «Москва-Сити», и их же небоскреба в Дубае. По материалам КоммерсантЪ.