В первые дни сентября на российском рынке нефтепродуктов наблюдается достаточно противоречивая динамика цен в зависимости от конкретного региона. С одной стороны в преддверии окончания сезона продавцы стремились играть на повышение в оптовом секторе.
На рынке муссировалась информация о том, что сезонные ремонтные работы на НПЗ станут фактором роста цен. Однако многие специалисты уверены, что слухи сильно преувеличены. Плановый профилактический ремонт НПЗ является обязательным плановым мероприятием, в процессе которого останавливается какая-либо установка или блок. Это может повлиять на объем выпуска нефтепродуктов, но, по мнению аналитиков, существенно не скажется на объемах поставок. Кроме того, заводы должны накапливать запасы на период ремонтных работ. Так, весной, когда ФАС пригрозила нефтяным компаниям санкциями за возможный дефицит топлива в период ремонтов, проблем удалось избежать.
Кроме того, заводы в сентябре останавливаются не одномоментно. Согласно графикам, с 1 сентября начались ремонты на Московском НПЗ, заводе «Уфанефтехим», на Омском НПЗ. С 6 сентября ремонтные работы начинаются на Комсомольском, Сызранском, Рязанском и Новокуйбышевском НПЗ.
В середине и в конце месяца ремонт начнут ТАИФ, «Салаватнефтеоргсинтез», «Нижегороднефтеоргсинтез», Ярославский НПЗ, Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ и «Киришинефтеоргсинтез».
Сдерживающим фактором для цен является то, что в большинстве регионов оптовые цены на бензин уже достигают уровня розничных. Всвязи с этим на рынке наблюдаются некоторые корректировки. Так, на уфимской группе заводов в первые дни сентября наблюдалось небольшое понижение цен. Высокооктановый бензин Аи-95 подешевел на 100 руб. за тонну, до 26 900 руб., цена на Аи-92 уменьшилась на 200 руб. за тонну и установилась на отметке 25 000 руб., а низкооктановый бензин марки А-76/80 подешевел на 200 руб. за тонну – до 24 000 руб.
Напротив, в Московском регионе превалировали повышательные тенденции, цены на основные марки бензина в первые дни месяца выросли на 200-300 рублей за тонну.
Цены на летнее дизтопливо в целом стабильны. В частности, в Самаре дизель продавался по 14500 руб. за тонну. На уфимской группе заводов котировка летнего дизельного топлива понизилась на 100 руб./т, и установилась на отметке 15 000 руб. за тонну. Трейдеры отмечают, что в данном регионе сделки были заключены на небольшие объемы топлива. Вместе с тем, на многих других базисах закупки дизельного топлива в первые дни сентября значительно активизировались.
Прогнозы игроков рынка по сентябрьским тенденциям различны. Ряд компаний отмечают, что стремление получить прибыль до конца «высокого сезона» потребления будет превалировать и рост цен продолжится. Другие игроки более осторожны. По их словам, цены на нефтепродукты будут привязаны к ценам на нефть, поставляемую на Уфимские НПЗ. В течение месяца эти цены могут колебаться у тех поставщиков, которые заключают контракты по формуле, зависящей от мировых котировок.
Вместе с тем, по словам представителя одной из компаний-трейдеров, сама схема давальческих поставок может просуществовать до октября. Кто придет на место давальцев, как будут распределены объемы – пока по вопросом.