Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/evropa-poluchila-novogo-konkurenta-v-bitve-za-antirossijskij-gaz/286473/
|
Индия намерена существенно увеличить закупки сжиженного газа. Чем это обернется для мирового рынка и в первую очередь — для Европы, чья зависимость в этом аспекте от России обернулась зависимостью от нестабильности спотовых поставок СПГ?
ИНДИЙСКИЙ ИНТЕРЕС
Индия рассчитывает существенно увеличить закупки сжиженного природного газа (СПГ). Крупнейший в стране импортер этого топлива, Petronet LNG, планирует дополнительно приобретать по 12 млн тонн в год в рамках долгосрочных контрактов. Об этом сообщил Bloomberg со ссылкой на управляющего директора компании Акшая Кумара Сингха. Если исходить из статистики отслеживания судов, это соответствует примерно 60% поставок в Индию в 2022 году, сделало вывод агентство.
Накануне, 6 февраля, премьер-министр Нарендра Моди заявил, что его страна пытается нарастить мощности по импорту СПГ, чтобы увеличить долю природного газа в своем топливно-энергетическом балансе к 2030 году до 15% (сейчас — около 6%). И на данном рынке Индия, вне всяких сомнений, вынуждена будет конкурировать с другими импортерами, также стремящимися заключить долгосрочные соглашения, сделали вывод журналисты Bloomberg. Ведь такие контракты позволяют снизить зависимость от сильной волатильности на спотовом (краткосрочном) рынке, которая в 2021-2022 годах сопровождалась скачками цен до новых рекордных максимумов.
Также индийская Petronet намерена продлить существующий контракт с Катаром, в рамках которого попытается согласовать дополнительные поставки 1 миллиона тонн СПГ ежегодно.
АЗИАТСКАЯ МОЩЬ
Импорт СПГ в Азию в целом в январе 2023 года, как сообщил Reuters cо ссылкой на аналитическое агентство Kpler, вырос до 24,0 млн тонн с 23,74 млн тонн в декабре 2022-го. Это максимальный с января прошлого года показатель.
В то же время поставки в Европу в январе сократились до 12,42 млн тонн с 13,51 млн тонн в декабре, что, как заметили аналитики Kpler, было рекордным максимумом для региона.
Учитывая факт нехватки «голубого топлива» на мировом рынке, на который постоянно обращают внимание эксперты, следует сделать вывод о перемещении в начале года свободных объемов СПГ из европейского региона в азиатский. Впрочем, в произошедшем нет ничего удивительного.
«Индия традиционно замыкает четверку крупнейших импортеров СПГ среди стран Восточной Азии», — замечает эксперт Института развития технологий ТЭК (ИртТЭК) Кирилл Родионов.
Так, в Китай в 2021 году, по информации Обзора мировой энергетики BP, на который ссылается специалист, было импортировано в общей сложности 80,5 млн тонн, в Японию и Южную Корею — 74,5 млн тонн и 47,1 млн тонн соответственно, в Индию — 24,7 млн тонн.
И в 2023 году азиатские страны продолжат играть заметную роль на мировом рынке газа, уверен заместитель гендиректор Института национальной энергетики Александр Фролов. В первую очередь — все тот же Китай. «Затем следует упомянуть Японию, потом — Южную Корею, то есть те страны, которые являются крупнейшими потребителями СПГ на планете», — поясняет эксперт. Индия в сравнении с ними — относительно маленький рынок, обращает внимание специалист.
Просто в совокупности с запредельными аппетитами трех крупнейших азиатских стран-импортеров СПГ индийский интерес к новым долгосрочным контрактам выглядит уже чуть внушительнее.
СТАРЫЙ НОВЫЙ ИГРОК
«При этом Индия ранее использовала мощности действующих терминалов по регазифицикации СПГ чуть более чем на 50%, — замечает Родионов. — По данным Global Energy Monitor, в стране к июлю 2022 года действовали 8 терминалов общей мощностью 47,5 миллионов тонн в год. Более того, Индия планирует развивать инфраструктуру. К июлю прошлого года в стране шло строительство пяти терминалов, способных принимать 33 миллиона тонн СПГ в год, а на предынвестиционной стадии находились еще семь терминалов на 32 миллиона тонн в год».
Но для Индии критически важен вопрос цен на поставляемое топливо, замечает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «В прошлом году страна сократила импорт СПГ именно из-за его неподъемной стоимости для местных потребителей, — утверждает эксперт. — В то же время считается, что ближе к концу этого десятилетия Индия может стать «вторым Китаем» по темпам роста спроса на газ».
Так что поставщики СПГ пристально следят за ситуацией в Индии, указывает специалист.
«Заключение [новых долгосрочных] контрактов [на поставку СПГ в Индию] может стать сигналом, что процесс пошел в обозначенном направлении», — отмечает Гривач.
В самом деле, в течение прошлого года цены на СПГ на спотовых площадках неоднократно били рекорды, в первую очередь — из-за сверхактивной скупки объемов европейскими заказчиками. А в августе цена по индексу ключевого в Европе хаба Title Transfer Facility (TTF) достигла нового рекордного максимума, превысив уровень, который соответствовал 3500 долларов за тысячу кубометров.
Стремление Европы заполнить свои хранилища любой ценой в преддверии отопительного сезона несколько охладило пыл азиатских потребителей. Поставки в Индию в 2022 году, по оценке Kpler, сократились почти на 4 млн тонн, до 20,03 млн тонн. Но страна осталась безусловным четвертым компонентом спроса на СПГ в Азии после Китая, Японии и Южной Кореи.
И сейчас, в начале текущего года, судя по итогам января, возможно, начался обратный процесс. Если экономика Китая за ближайшие полгода в самом деле заметно восстановится, как этого ожидают многие ведущие аналитики по всему миру, и одновременно вырастет интерес к СПГ в других странах Азии, включая Индию, то предложение газа без ввода новых производственных мощностей может заметно усугубить дефицит этого продукта. Результатом вполне может стать удорожание СПГ во всех ключевых регионах сбыта. А в условиях ограничений, которые вводят западные страны против поставок из России, такая ситуация способна усугубить продолжающийся энергетический кризис, в первую очередь — в Европе.