На нашем сайте продолжается активное обсуждение темы биржевой торговли нефтепродуктами. В преддверии специализированной
конференции у нас выступает ведущий эксперт по данному вопросу, представитель Минэкономразвития Лариса Михайловна Смирнова. Вопросами организации торговли деривативами Лариса Михайловна занималась с 90-х годов, в «Российской бирже» и НАУФОР. Г-жа Смирнова в настоящее время входит в Клуб экспертов портала и будет рада ответить на дополнительные вопросы аудитории.
-Как Вы представляете основную цель организации биржевой торговли нефтепродуктами?
— Основная цель организации биржевой торговли нефтепродуктами в России – это формирование системы ценообразования на основе товарных индексов, формируемых с использованием биржевых котировок ликвидного биржевого спот-рынка и рынка производных финансовых инструментов (фьючерсов и опционов) на нефтепродукты.
— Кроме того, наличие широко развитого рынка производных финансовых инструментов обеспечит возможность хеджирования (страхования) цены нефтепродуктов, как производителям, так и покупателям товара, что сможет оказать в какой-то мере положительное влияние на процессы стабилизации рынка.
— Каковы, на Ваш взгляд, основные задачи организации биржевого рынка нефтепродуктов?
— В отечественной практике биржевой рынок развит исключительно в отношении ценных бумаг и валюты, а также производных финансовых инструментов на указанные выше активы.
— Товарная биржа в современном понимании является структурой нового типа и требует постановки новых технологий, которые в настоящее время в полной мере не реализованы ни на одной из действующих бирж.
— Биржевые технологии на любые стандартные товары, в том числе нефтепродукты, должны обеспечивать решение 2-х основных задач:
— гарантии исполнения обязательств по поставке товара по заключенным сделкам;
— формирование цены товара в ряде региональных пунктов (для спот – рынка), и на этой основе установление системы ценообразования внутри страны через запуск рынка производных финансовых инструментов.
Реализация таких задач потребует решения абсолютно новых технологических проблем:
— внедрение новой торговой системы, позволяющей формировать цены на один и тот же товар в ряде базисных пунктов;
— ведение учета обязательств по товару – товарный клиринг;
— введение иной, в отличие от фондовой биржи, системы гарантий и системы управления рискам, связанной, именно, с товарными активами;
— наличие схем поставки реального товара с использованием методов современной логистики и их совмещения с биржевыми технологиями, поскольку транспортные сети включают разнообразные виды доставки товара (поставка в трубе, железнодорожным и автомобильным транспортом, морским транспортом и т.д.);
— формирование товарных индексов цен с учетом базиса поставки;
— запуск рынка производных финансовых инструментов на товар с базисами поставки, определяемыми на основании наиболее ликвидных базисов поставки биржевого спот-рынка.
— Какова в настоящее время ситуация с законодательным обеспечением организации и развития биржевого товарного рынка?
— Основные законопроекты, направленные на организацию и развитие современного биржевого рынка – это законопроекты «О биржах и организованных торгах» (прошел 1-ое чтение в Государственной Думе) и «О клиринге и клиринговой деятельности» (находится на стадии подготовки к внесению в Государственную Думу).
Указанными законопроектами внесен ряд новаций, обеспечивающих повышенные гарантии исполнения биржевых сделок, в том числе на товар, позволяющий формирование легитимных товарных ценовых индексов:
— использование центрального контрагента при заключении биржевых сделок;
— введение в законодательную базу регулирования товарного клиринга;
— внесение порядка формирования гарантийных фондов;
— законодательное закрепление определения производного финансового инструмента и т.д.
— Какие Вы видите основные проблемы, препятствующие развитию биржевой торговли нефтепродуктами?
— Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией, как в сфере добычи, так и в сфере переработки нефти, а также в сфере реализации нефтепродуктов, что предопределяет отсутствие интереса у крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний к участию в биржевой торговле.
— В настоящее время законодательство не позволяет проводить госзакупки топлива через биржи. Как Вы думаете, было бы эффективно разрешить такую возможность?
— Сегодня госзакупки биржевого товара можно проводить на аукционах, организованных с привлечением биржи в качестве электронного оператора торгов.
К вопросу организации процесса госзакупок на биржевом рынке (в режиме двойного аукциона) целесообразно обратиться при достижении биржевого спот-рынка нефтепродуктов достаточной ликвидности и минимизации возможности манипулирования ценами