Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/rossiya-peredumala-tyanut-nefteprovod-v-kitaj/2823/
|
ШАНХАЙ — Россия может отказаться от строительства нефтепровода в Китай. Потребности Китая будут покрыты поставками нефти и нефтепродуктов по железной дороге. Коррективы в энергетической стратегии вряд ли обрадуют Пекин. В обмен на нефтяную трубу он может предложить российской стороне привлекательные бонусы, полагают эксперты.
Еще в 1999 г. экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский договорился с руководством Китая о прокладке трубопровода Ангарск — Дацин. Но частную трубу власти строить не дали. В 2003 г. правительство одобрило строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан с ответвлением на Китай. Стоимость проекта оценивается в $11,5 млрд. Ресурсной базой будут Томская область и Ханты-Мансийский АО, Лено-Тунгусская и Хатанго-Вилюйская провинции Западной Сибири. Предполагается, что 50 млн т будет прокачиваться в Находку для Японии и стран АТР, а потребителем 30 млн т станет Китай.
В апреле “Транснефть” начала укладку труб на участке Тайшет — Сковородино. Она подписала с китайской CNPC протокол по изучению вопроса о проектировании и строительстве нефтепровода Сковородино — госграница КНР. Ожидалось, что в следующем году “Транснефть” и CNPC представят декларацию о намерениях и обоснование инвестиций в строительство. Но необходимость в нем может отпасть — вчера источник в делегации вице-премьера Александра Жукова, проводившего переговоры с вице-премьером Китая У И, рассказал, что Москва, скорее всего, откажется от трубопровода в пользу поставок по железной дороге. Решения пока нет, сказал источник, но Минпромэнерго уже изучает вопрос о целесообразности ответвления на Китай, поскольку ОАО “РЖД” гарантирует, что после реконструкции погранпереходов способно перевозить цистернами 30 млн т в год. Источник в Минпромэнерго добавил, что поручение сопоставить эффективность двух маршрутов было дано в октябре на комиссии правительства по ТЭКу.
Однако находящийся в Шанхае замминистра топлива и энергетики Андрей Реус заявил, что нефтепровод от Сковородино — “это официальный вариант и никто со счетов его не сбрасывал”. А Жуков сообщил, что “Транснефть” и CNPC начали обсуждение технических и коммерческих аспектов строительства. “Не все так однозначно, — замечает чиновник Белого дома. — Помимо прямых интересов [главы РЖД Владимира] Якунина есть риск, что с трубопроводом мы попадем в зависимость от единственного покупателя нефти”. Он напомнил ситуацию с газопроводом “Голубой поток”, сориентированным исключительно на Турцию и заполняемым сейчас на треть из-за отказа последней покупать газ в законтрактованных объемах.
В 2005 г. наши компании поставили в Китай “железкой” 8 млн т. С этого года экспорт должен был вырасти до 15 млн т, но к 1 октября вывезли лишь 7,8 млн т. По долгосрочному контракту “Роснефть” в погашение кредита китайских банков должна к 2011 г. поставить 48,4 млн т (ежегодно по 8,88 млн т). Получить комментарии китайских официальных лиц вчера не удалось. Посол России в Китае Сергей Разов считает, что нефтепровод “связывает страны крепче, чем железная дорога”. Еще определеннее высказался другой представитель посольства: “Если построил трубу, то воздух гонять не будешь, а нефть в цистернах сегодня везешь, а завтра и нет”. Он убежден, что трубопровод дает больше гарантий и Китай будет на всех уровнях отстаивать строительство. Торгпред России в Китае Сергей Цыплаков не берется предсказать, каким будет выбор правительства: “Очевидно, что это будет большое политическое решение”.
Поставки нефти в Китай по железной дороге будут рентабельны только при условии, что РЖД сделает нефтяникам скидку 30-40%, говорит шеф московского бюро агентства Argus Media Александр Ершов. Там, где предполагалось строительство нефтепровода, нет железной дороги, а перевозка по двум действующим железнодорожным маршрутам очень дорогая — сейчас, по данным Argus Media, тариф Ангарск — Наушки составляет $42 за 1 т нефти, а Ангарск — Забайкальск — $66. “Транснефть” ранее заявляла, что стоимость прокачки нефти по новому трубопроводу была бы $38 за 1 т. Комментарии РЖД получить не удалось.
Позиция российского правительства вряд ли обрадует Китай, говорит замдиректора ИСАА Андрей Карнеев. Он полагает, что китайцы будут настаивать на строительстве нефтепровода, предлагая России в обмен различные “бонусы”, например госпрограммы по закупке продукции российского авиапрома и машиностроения. Торг только начинается — ведь об изменении планов российское правительство официально не объявляло, говорит он. По материалам «Ведомостей».