Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/kitaj-sygraet-v-chetyre-ruki-bolshe-nefti-iz-rossii-bolshe-nefteproduktov-v-es/277767/
|
В конце сентября Китай увеличил экспортную квоту нефтепродуктов на 2022 год. Эти объемы помогут ЕС пережить отказ от российских нефтепродуктов, но и увеличат спрос на нефть из России в самом Китае, считают эксперты.
«Квота включает в себя как 13,25 млн тонн бензина, дизельного и авиационного топлива, так и 1,75 млн тонн низкосернистого судового топлива. Если их направят в ЕС, это будет значительным подспорьем для Евросоюза, который попытается заместить в среднем 2 млн тонн импорта дизеля из России, когда санкции вступят в силу в феврале и спрос на отопление вырастет», — пишет в последней оценке рынка главный транспортный аналитик Балтийского и международного морского совета (BIMCO) Нильс Расмуссен. Он добавляет, что годовая квота экспорта китайских нефтепродуктов увеличилась на 55% — до 37,25 млн тонн.
«Чтобы выполнить годовую квоту, средний ежемесячный экспорт должен увеличиться втрое. Это вряд ли произойдет, и многие аналитики ожидают, что НПЗ разрешат использовать квоту 2022 года в 2023 году», — замечает представитель BIMCO, которая является крупнейшей в мире организацией судовладельцев, фрахтователей, брокеров и судовых агентов.
С 5 февраля Евросоюз прекратит импорт нефтепродуктов из России, 90% которых составляет дизельное топливо. И если поставки российской нефти в ЕС снижаются еще до декабрьского эмбарго, то продажи дизеля — нет. Кроме того, в Международном энергетическом агентстве оценивают, что спрос на дизель в странах ЕС вырастет этой зимой на 300−500 тыс. баррелей в сутки.
«Таким образом, увеличение китайского экспорта может ослабить напряжение и стать деловой возможностью для китайских НПЗ», — полагает Нильс Расмуссен. В то же время, замечает он, решение стран ОПЕК+ сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки может привести к скачкам цен и создать риски для поставок китайских нефтепродуктов в Европу.
«Любое изменение цены в период между покупкой нефти и продажей нефтепродуктов может привести к потерям для НПЗ. Особенно в случае с удаленной от Китая Европой. Поэтому китайские НПЗ могут сфокусироваться на Юго-Восточной Азии, а замещенные поставки из Индии и Ближнего Востока направят в Европу», — считает аналитик Балтийского и международного морского совета.
Он считает, что рост экспорта нефтепродуктов из Китая приведет к восстановлению импорта нефти в страну. В этом году этому мешали низкий внутренний спрос и низкий экспорт нефтепродуктов, добавил Нильс Расмуссен.
Российские аналитики не исключают, что Китай будет больше поставлять нефтепродуктов на экспорт в ЕС, тем временем еще больше наращивая импорт нефти из России.
«В этом году мы уже видим, что этим занимаются Индия и сам Китай. И Китай может это делать в еще больших масштабах, чем сейчас происходит», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что топливо продается по достаточно высоким ценам, тогда как российская нефть импортируется со скидкой.
«Таким образом, Китай будет зарабатывать, продавая нефтепродукты, сделанные из российской нефти», — добавил он.
Кроме того, замечает управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин, Китай сможет увеличить закупки и нефтепродуктов в России для того, чтобы удовлетворить собственные потребности.
«Аналогичным образом сейчас будет поступать большая часть российских соседей — замещать поставки российского сырья на европейском рынке за счет собственных ресурсов, закрывая внутренний рынок поставками из России», — говорит управляющий директор НРА.