В крупнооптовом секторе российского рынка нефтепродуктов сохраняется тенденция к повышению цен. Компании-ресурсосодержатели производят положительную коррекцию отпускных цен практически по всему спектру видов топлива. В основном на рынке наблюдается высокий уровень торговой активности. Тем не менее, продолжает ощущаться дефицит продукции, который поддерживается увеличением внешнеторговой части в экономике компаний-ресурсосодержателей.
Нехватка продукции отразилась на ценах не только в крупнооптовом и мелкооптовом секторе. Более высокими темпами, чем в последние месяцы, продолжают повышаться цены потребительского рынка бензинов. Так, например, средневзвешенные цены на московских АЗС с 3 по 10 августа, по данным Московской топливной ассоциации, продолжили расти. Низкооктановый бензин Аи-80 подорожал на 18 копеек до 18,24 рублей, стоимость высокооктанового Аи-92 выросла на 26 копеек до отметки 21,16 рублей, а бензин Аи-95 за отмеченный период увеличился в стоимости на 24 копейки до 23,12 рублей. Такое заметное повышение цен продолжает привлекать внимание антимонопольной службы.
Представители антимонопольной службы в Красноярске решили ответить на все вопросы о подорожании бензина, поступившие в редакцию газеты «Комсомольская Правда». За лето цена на бензин в Красноярске менялась несколько раз, чаще – в большую сторону. Сейчас самый популярный, АИ-92, стоит 23,80 за литр. Процесс подорожания для большинства автовладельцев остается необъяснимым, учитывая достаточно долгий период снижения цен на мировом нефтяном рынке и более низкие цены на сырье в этом месяце.
На вопрос о том, почему в России, нефтедобывающей стране, бензин дороже, чем в импортирующих странах, представители службы ответили так: «А у нас просто нет конкуренции, рынок сбыта контролируется крупнейшими нефтяными компаниями и их дочерними структурами. Не развивается эта самая конкуренция из-за дефицита нефтеперерабатывающих мощностей, из-за того, что сама сфера требует больших вложений, если начинать «с нуля». А еще из-за высоких административных барьеров, которые просто не перешагнуть новым игрокам (например, это жесткие требования земельного и природоохранного законодательства)».
Рост цен на АЗС объяснили все тем же дефицитом продукции и повышением оптовых цен. «Крупнейшие нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне в этом году искусственно создали на оптовом рынке дефицит топлива, чем спровоцировали ажиотажный спрос и повысили оптовые цены. Это ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть», их признали нарушившими закон «О защите конкуренции». За это полагается штраф, который рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
За 2008 год и первое полугодие 2009-го наложены штрафы на общую сумму больше 6 миллиардов рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании: ОАО «ТНК-ВР Холдинг» — 1 112 448 795,36 рублей, ОАО «Газпром нефть» — 1 356 560 819,53 рублей, ОАО «ЛУКОЙЛ» — 1 443 072 960,13 рублей, ОАО «НК «Роснефть» — 1 508 688 396,37 рублей».
Если говорить конкретно про Красноярский край, то антимонопольщики признали нарушившими закон ООО «Магнат-РД», ООО «Сибнефть — Красноярскнефтепродукт», ООО «Фортуна Плюс». Примерная общая сумма штрафов по краю – полтора миллиарда рублей.
11 августа на Торговой площадке eOil.ru динамика индексов представлена следующими показателями:
Индекс цен на дизельное топливо (летнее)
11 августа индекс цен на дизельное топливо летнее с базисом Сокур составил 13 439 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 12 728 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 13 617 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 13 589 руб. за тонну.
Индекс цен на бензин Аи-92
11 августа индекс цен на бензин Аи-92 с базисом Сокур составил 25 155 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Черкассы составил 24 364 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Кириши составил 25 811 руб. за тонну.
Индекс цен с базисом Москва составил 25 489 руб. за тонну.