Премьер-министр России Владимир Путин подписал 5 августа постановление о государственном регулировании и контроле тарифов и сборов на железнодорожном транспорте.
Новое постановление даст возможность Федеральной службе по тарифам изменить методику расчета тарифов. Сейчас он состоит только из двух частей — вагонной и инфраструктурной. Документ предусматривает отдельные тарифы за пользование вагонным парком, локомотивами, контейнерами и терминалами.
Также документ решает вопрос установления «локальных тарифов», действующих в определенных сегментах рынка как грузовых, так и пассажирских перевозок. Это позволит в регионах или на участках, где реальная себестоимость затрат меньше, установить и меньший тариф. Сейчас издержки в тариф закладываются в среднем по всей системе дорог. Кроме того, документ дает возможность формировать конкретные тарифы в проектах, которые реализуются на принципах частно-государственного партнерства. То есть тарифы, которые позволят окупить строительство новых веток к рудникам, месторождениям и т.д.
По мнению экспертов, это большой шаг к либерализации рынка перевозок. Дифференциация тарифов позволит частникам конкурировать с РЖД. Однако в силу изменения вступят, скорее всего, не ранее 2011 года.
Документ является частью реформы железнодорожного транспорта, которая была запущена в 2001 году и должна завершиться в следующем году. Конечной целью реформы является либерализация рынка железнодорожных перевозок, в частности, путем продажи пакетов акций дочерних компаний РЖД частным инвесторам. Среди конкретных мер — перевод 60% грузовых вагонов в частную собственность. Также реформа предполагает продажу лицензий на осуществление пассажирских и грузовых перевозок и создание независимых от РЖД частных пассажирских компаний.