Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/nazvano-uslovie-pri-kotorom-rossiya-smozhet-prodavat-neft-bez-skidok/269192/
|
Отмена в перспективе дисконта на российскую нефть возможна, если после переориентации экспорта из Европы в Азию на рынке сохранится высокий уровень спроса с некоторой степенью дефицита, прокомментировал РИА Новости заместитель руководителя направления «Экономика отраслей ТЭК» Центра стратегических разработок (ЦСР) Сергей Колобанов.
Ранее, 17 мая, вице-премьер Александр Новак заявлял, что скидки на российскую нефть — явление временное, и цена на нее будет выше, когда логистические цепочки перестроятся на новые маршруты.
«После завершения всех этих процессов (переориентации поставок российской нефти с рынка Европы в Азию — ред.) можно ожидать некоторую стабилизацию и предсказуемость уровня цены на российскую нефть по сравнению с другими маркерными сортами. Однако говорить об отмене нынешних скидок можно только при сохраняющемся в будущем высоком спросе на нефть с некоторой степенью дефицита, то есть если сохранится «рынок продавца», — сказал собеседник агентства.
Колобанов уточнил, что в противном случае, если производители нефти будут конкурировать за покупателя, российские поставки будут в более уязвимом положении и скидки сохранятся или могут даже вырасти. Поэтому для России важно сохранять такие инструменты сдерживания предложения, как договоренности в рамках ОПЕК+, которые могут поддержать «рынок продавца».
Эксперт ЦСР привел три причины, почему российское сырье в Азии пока покупают только со скидками. Во-первых, это связано с тем, что новых потребителей нефти в мире нет, из-за чего строительство и ввод в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей уже предполагает определенные договоренности по поставкам сырья. «Поэтому быстро вытеснить действующих поставщиков можно только ценовым демпингом», — объяснил Колобанов.
Во-вторых, нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) достаточно чувствительны к качественным характеристикам нефти, и замена сорта в ряде случаев возможна только после длительной и дорогостоящей модернизации. И это не всегда возможно и целесообразно, даже при наличии спроса и выгодной цены со стороны предложения.
В третьих, эксперт отметил важную роль в ценообразовании транспортно-логистических вопросов. Замена европейских потребителей на страны в АТР удлиняет маршрут транспортировки, что сказывается на итоговой стоимости доставки. Также сейчас есть ограничения на фрахт танкеров и их страхование. «Использование же «серых» схем, с перегрузкой нефти, смешиванием сортов, увеличивает премию за риск попадания под санкции, которая тоже формируется из дохода грузоотправителя», — заключил Колобанов.