Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/iran-i-rossiya-vozrozhdayut-transportnyj-koridor-sever-yug/269141/
|
В развитие достигнутых во время январского официального визита в Москву президента Исламской Республики Иран Сейеда Эбрахима Раиси договоренностей о дальнейшем развитии и углублении двусторонних отношений между Ираном и Россией, странами принято решение о совместном возрождении транспортного коридора Север-Юг.
Указанное решение стало особенно актуальным на фоне проводимой США и их западными союзниками противоправной санкционной политики в отношении России и Ирана, стремления Тегерана и Москвы наладить торговые пути, не связанные с Западом.
В целях реализации указанного решения власти Ирана стремятся возродить зашедший в последнее время в тупик проект транзитного коридора Север-Юг (International North–South Transport Corridor, INSTC), который проходит по российской и иранской территории и водным пространствам двух сран для связи с азиатскими экспортными рынками. Как сообщило 11 июня информационное агентство Исламской Республики (IRNA), для реализации Международного транспортного коридора Север-Юг судоходная компания The Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) инициировала через этот проект транзит грузов из России в Индию или в Южную Азию с использованием всего одной накладной на весь транзитный маршрут.
Согласно сообщению директора СП Iranian-Russian terminal в г. Астрахани Дариуш Джамали, в последнее время такие транзиты осуществлялись эпизодически. Однако этот маршрут имеет явные преимущества: снижение транспортных расходов (в частности таких, как сборы в портах и таможнях), сокращение периода ожидания контейнеров, ускорение доставки товаров, устранение опасностей при передаче пустых или полных контейнеров, выдача юридических документов и компенсация возможных убытков, а также ускорение банковских операций.
Первый предложенный IRISL пилотный российско-иранский транзит состоит из двух контейнеров с древесно-слоистым пластиком весом 41 тонну. Грузоотправитель — г. Санкт-Петербург, транзитный порт — г.Астрахань. Груз затем будет доставлен по Каспийскому морю до северного иранского порта Анзали (Бандар-Энзели), после чего автомобильным транспортом через иранскую территорию по маршруту: порт Анзали — южный порт Бандар-Аббас (Bandar Abbas) на берегу Персидского залива для следования морем — в индийский порт Нхава-Шева (Nhava Sheva). Оператор — Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL). Ориентировочный срок доставки груза — 25 суток.
Предполагается, что основным российским экспортом через Астрахань могут стать зерновые культуры (пшеница), лес и металлолом.
Этот транспортный коридор может пойти в Афганистан через иранскую провинцию Систан и Белуджистан. План дальнейшего совместного использования транспортного коридора Север-Юг предусматривает даже строительство железнодорожной линии, которая может доставлять товары, прибывающие в иранские порты Каспийского моря, в юго-восточный порт Чабахар. Кроме того рассматривается возможность строительства железной дороги Чабахар — железорудные рудники Хаджигак в Афганистане, куда Индия сделала крупные инвестиции.
Международный транспортный коридор Север-Юг особо выделяет в качестве базы для дальнейших перевозок в Евразию российский порт Астрахань и иранский Чабахар, развитие которого, как и строительство крупного нефтехимического комплекса и экспортного терминала в районе порта Джаск — это проекты, реализуемые иранский правительством в рамках стратегии развития побережья Мокрана.
К обеспечению работоспособности транзитного коридора Север-Юг в строительстве судов для Каспия подключается Невский Судостроительно-Судоремонтный завод, который выпускает многоцелевые сухогрузные суда проектов RSD49 (дедвейт- 7150 т., контейнеровместимость — 289 TEU) и 005RSD03 (вместимость — 225 контейнеров).
В рамках активизации участия в использовании транспортного коридора Север-Юг, Иран рассматривает возможность расширения международного сотрудничества в области автомобильных перевозок со странами-участницами программы «Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия» (TRACECA), сообщает Tehran Times со ссылкой на министерство транспорта и городского развития ИРИ. Этот вопрос, в частности, был поднят в ходе встречи между генеральным секретарем постоянного секретариата Международной транспортной программы TRACECA Асетом Асавбаевым и главой иранской Организации по обслуживанию дорог и автомобильным перевозкам (RMTO) Дарьюшем Амани. В ходе указанных переговоров основное внимание было уделено развитию международного сотрудничества в области автомобильных перевозок со странами-участницами программы TRACECA и увеличению объемов транзитных перевозок по этому коридору. Как известно, Международная транспортная программа TRACECA, в которой сейчас участвуют Европейский Союз и 12 стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии, была создана в Брюсселе в мае 1993 года. Цель программы — укрепление экономических взаимоотношений, торговли и транспортных связей.
Для обсуждения, в том числе, и дальнейших шагов сотрудничества России и Ирана министр иностранных дел РФ Сергей Лавров планирует в ближайшее время посетить Иран. Как известно, в 2022 г. в российско-иранском взаимодействии уже произошли два важных визита. Это, во-первых, поездка иранского президента Эбрахима Раиси в Москву в январе 2022 г., ставшая явным прорывом дипломатии нового главы правительства ИРИ. А во-вторых — майский визит вице-премьера РФ Александра Новака в Иран, который произошел на фоне беспрецедентно жестких санкций со стороны Запада, введенных в свете украинских событий. Самым масштабным изменением в региональной политике можно, безусловно, назвать перспективу достижения полноформатного соглашения о зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС. Его подписание ожидается к осени с.г. и оно должно будет прийти на смену временному соглашению по ЗСТ, которое вступило в силу 27 октября 2019 г. и уже позитивно сказавшемуся на двусторонней торговле между Россией и Ираном.
В сближении двух стран Москва учитывает компромиссную позицию, занятую Ираном после начала спецоперации России на Украине: Тегеран не присоединился к волне международного осуждения Москвы, хотя и не поддержал действия российской стороны, возложив при этом основную вину за происходящее на США и НАТО. В России также учитывается, что потенциал
Ирана как экономического партнера России значительно превышает текущий уровень отношений.