Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/shakhty-kuzbassa-snizili-postavki-uglya/264451/
|
На Кузбассе сложилась «критическая ситуация» с вывозом угля, что грозит производителям штрафами и потерей доли рынка, говорит местный министр Олег Токарев. Но Восточный полигон работает на пределе, отмечает представитель РЖД
Предприятия Кузбасса в первом квартале 2022 года отгрузили в восточном направлении 12,94 млн т угля, что на 18% меньше, чем планировалось Российскими железными дорогами (РЖД). Об этом РБК рассказал министр угольной промышленности Кемеровской области Олег Токарев.
Из них в марте в восточном направлении было поставлено 4,3 млн т, что на 0,5 млн т меньше, чем годом ранее.
По словам Токарева, до конца 2022 года наверстать перевозку такого количества угля «с высокой вероятностью» не удастся. В 2021 году из региона было отгружено 53 млн т, а в 2022 году Кузбассу согласован вывоз угля по Восточному полигону (БАМу и Транссибу) в объеме не менее 58 млн т.
Ситуацию с вывозом кузбасского угля чиновник оценивает как «критическую». Срыв исполнения контрактных обязательств приведет угольщиков Кемеровской области к потере доходов, штрафам от покупателей, а в случае затяжного падения поставки к возможной утрате отдельных рынков сбыта, добавил он. С этим согласен источник в крупной угольной компании. По его словам, объемы невывезенного угля по всей России, включая Кузбасс, в первом квартале 2022 года выросли в разы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На долю Кузбасса приходится почти 60% добычи угля в России. РБК направил запросы в пресс-службы СУЭК, «Мечела» и «Распадской».
В январе—марте 2022 года погрузка кузбасского угля в адрес российских потребителей выросла на 5,3%, до 21,1 млн т, сообщили в пресс-службе РЖД. При этом погрузка в адрес потребителей на Восточном полигоне выросла в 1,5 раза, до 1,1 млн т, добавили там. Информацию про снижение поставок из Кузбасса в РЖД не комментируют.
Сейчас приоритет в согласовании заявок на перевозку по сети РЖД отдается грузам для внутрироссийского потребления, сырью для непрерывных производств и товарам высокого передела, объясняет представитель компании. Особое внимание уделяется перевозкам топлива в адрес предприятий ЖКХ и энергетики. Но из-за повышенного интереса к перевозкам в восточном направлении со стороны большинства российских промышленных предприятий БАМ и Транссиб работают на пределе своих возможностей, добавляет он.
1 апреля на загруженность железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона в письме президенту Владимиру Путину пожаловался губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердили два источника — в железнодорожном операторе и транспортной компании. Для того чтобы разгрузить Восточный полигон, он предложил минимизировать «вплоть до полного исключения» транзитные перевозки грузов в контейнерах. Это позволит увеличить прирост российских экспортных грузов в восточном направлении на 10–12 млн т, что эквивалентно $2–2,4 млрд выручки.
Токарев сказал РБК, что ему не известно о решение Путина по этому письму губернатора. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что Кремль «традиционно не комментирует» служебную переписку.
В пресс-службе РЖД отметили, что для расширения экспортных возможностей в восточном направлении монополия ведет переговоры с Китайскими железными дорогами по передаче им дополнительных грузовых поездов, а также использует соединенные и тяжеловесные поезда для повышения провозной способности магистрали. «За счет этого только в марте [2022 года] по Восточному полигону дополнительно перевезли более 3 млн т грузов», — утверждает представитель компании.
В РЖД уже не раз отмечали, что российские экспортеры могут нарастить перевозки по альтернативным направлениям, где инфраструктура недозагружена. Например, по транспортному коридору «Север-Юг»: через погранпереход Самур в Азербайджан либо через порты Каспийского моря.