Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/rekordnyj-dempfer-za-mart-vyzval-opaseniya-otmeny-subsidij/261819/
|
Авиакомпании по итогам марта могут получить из бюджета рекордные 12–16 млрд руб. компенсаций расходов на авиакеросин, что в три раза больше, чем в феврале. Демпфер на керосин растет из-за девальвации рубля и увеличения мировых цен на нефть. В авиакомпаниях ожидают снижения стоимости керосина внутри РФ из-за падения потребления, опасаясь, что власти решат снизить и выплаты по демпферу. Эксперты допускают, что деньги из бюджета вместо компенсаций цены топлива пойдут на прямые субсидии авиаперевозчикам.
Компенсация затрат российских авиаперевозчиков на керосин за счет бюджета может вырасти по итогам марта более чем в четыре раза по сравнению с февралем — до 16,5 млрд руб. Рост выплат по демпферу на авиакеросин происходит несмотря на резкое снижение потребления, которое в марте, по оценке «Петромаркета», сократится еще на 25%, до 300 тыс. тонн. Демпфер растет из-за резкого ослабления рубля к доллару и увеличения цен на керосин в Европе на фоне роста цен на нефть.
Впервые демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Из бюджета перевозчики получают 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и фиксированной оптовой ценой в РФ. В 2021 году эта цена была установлена на уровне 53,2 тыс. руб. за тонну, в 2022 году — 55,9 тыс. По данным ФАС, в феврале экспортная альтернатива для керосина выросла на 11,6% по сравнению с январем, до 77,8 тыс. руб. Для сравнения: на 10 марта экспортная альтернатива, по оценке биржи СПбМТСБ, составляла 172 тыс. руб., а оптовая цена внутри РФ — 64 тыс. за тонну. По оценкам «Петромаркета», потребление керосина авиакомпаниями за февраль упало на 17%, до 398 тыс. тонн «в основном в результате сезонного снижения пассажирооборота».
Демпфер за февраль вырос на 58%, до 14,2 тыс. руб. за тонну, совокупная выплата может составить 5,6 млрд руб.
По оценке Елены Сахновой из «ВТБ Капитала», потребление керосина авиакомпаниями в феврале составило около 350 тыс. тонн, соответственно, размер демпфера за февраль может составить около 5 млрд руб. В марте при текущих ценах на нефть и курсе рубля, полагает она, компенсация может составить около 12–15 млрд руб.
В большинстве опрошенных “Ъ” авиакомпаний воздержались от официальных комментариев. Однако источники “Ъ” в некоторых перевозчиках опасаются, что власти могут пойти на корректировку Налогового кодекса с тем, чтобы снизить размер демпфера, зависящего сейчас от курса рубля. «Это не самый большой страх — на пепелище авиации потерять еще и сдачу (выплату демпфера.— “Ъ”), но любые деньги сейчас — не лишние»,— описал ситуацию один из топ-менеджеров российской авиакомпании.
«Безусловно, мы не рассчитывали на произошедшие позитивные для нас изменения финальной стоимости тонны керосина, и эта составляющая является крайне важной для устойчивости авиакомпании на сложном конкурентном рынке»,— рассказали “Ъ” в Smartavia. С учетом ограничений и вынужденного отказа от программы международных полетов на ближайшее время перевозчик допускает избыток авиатоплива на внутреннем рынке, «что должно привести если не к снижению стоимости тонны авиакеросина (внутри РФ.— “Ъ”), то хотя бы к стабилизации цены». «Было бы предпочтительно выиграть от этой ситуации за счет снижения затрат на топливо и выплат в рамках демпферного механизма»,— добавили в авиакомпании, уточнив, что «влияние топливной составляющей на стоимость билета в текущей ситуации минимально».
Основные инструменты господдержки, вероятнее всего, в обозримой перспективе сосредоточатся на субсидировании авиаперевозок, а не на демпферном механизме, полагает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.
Перед государством стоит задача сохранения транспортной и ценовой доступности авиаперевозок, отмечает он. «Учитывая, что основу маршрутных сетей авиакомпаний в ближайшее время будут составлять внутрироссийские направления, нет особых сомнений, что будут приняты меры по удержанию цен на перевозки в приемлемых для пассажира рамках»,— считает эксперт. Возможно, властями будет расширена программа субсидирования по географическому принципу или госпомощи льготным категориям пассажиров. «Скорее всего, контроль за ценами и парирование роста издержек субсидированием станут для гражданской авиации России новой нормой»,— заключает он.