Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/stoimost-nefti-bet-rekordy-chto-budet-s-cenami-na-benzin/261645/
|
Несмотря на взлет мировых цен на нефть и уход c российского рынка крупных западных компаний, таких как Shell и BP, цены на бензин в России остаются стабильными. Аналитики полагают, что правительство обладает достаточными рычагами для сдерживания их роста
Цены на нефть сорта Brent в последнее время находятся на рекордных уровнях выше $120 за баррель из-за ситуации на Украине. Стоимость бензина в США выросла до $4,31 за галлон, третий день подряд обновляя исторический максимум. В то же время в России цены на бензин не растут.
Розничные цены на бензин в период с 24 февраля по 3 марта вторую неделю подряд остаются без изменений в среднем по России, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевые цены на все виды моторного топлива 9-10 марта снижались.
Внутренний рынок в определенной степени защищен от колебаний цен на глобальных рынках, сказал Forbes cтарший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Государство, используя такой инструмент, как демпфер, устанавливает на домашнем рынке ценовые ориентиры, к которым стремятся цены на бензин и дизельное топливо большинства оптовиков», — уточняет Блохин. Сам инструмент постоянно требует калибровки, что попеременно приводит как к дополнительной прибыли, так и выпадающим доходам нефтеперерабатывающих компаний, полагает эксперт. «Однако в отношении потребительских цен этот механизм работает исправно, что позволяет государству достаточно успешно контролировать рост цен на топливном рынке, который в России, по сути, остается квазирегулируемым», — заключает он.
Демпфирующий механизм, который направлен на стабилизацию цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке, действует в России с 2019 года. Он предусматривает компенсационные выплаты нефтяным компаниям за выпадающие доходы при продаже топлива на внутреннем рынке по ценам ниже мировых. В последний раз он корректировался на заседании правительства 10 февраля.
На заседании заместитель министра финансов Алексей Сазанов сообщил, что корректировка позволит удержать розничные цены на бензин и дизельное топливо в пределах инфляции в 2022-2024 годах. В результате размер компенсации разницы между экспортной и индикативной ценой топлива по демпферу вырастет с 68% до 83% по бензину и с 65% до 83% по дизельному топливу.
По словам Сазанова, на корректировку демпфера из российского бюджета в 2022-2024 годах будет выделено 650,7 млрд рублей. Эти расчеты были сделаны исходя из стоимости нефти на уровне $80 за баррель и курса 74 рубля за доллар, хотя и цена нефти, и курс доллара с тех пор изменились. Проект федерального закона, вводящий корректировку, внесен в Госдуму 15 февраля. Ожидается, что закон будет принят до конца марта.
«В условиях цен на мировом рынке свыше $100 за баррель повышательное давление на топливные цены внутри страны достаточно велико, так что в 2022 году вероятна очередная корректировка демпфера», — считает Игорь Галактионов, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
На цены на топливо влияют и другие факторы. «Оптовые цены на все основные виды нефтепродуктов в России непрерывно снижаются, несмотря на рост цен на нефть в мире, — сказал Forbes Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам». — Скорее всего, дело в том, что даже небольших перебоев в экспортных поставках с их частичным перенаправлением на внутренний рынок оказалось достаточно, чтобы создать профицит топлива внутри страны. Снижение оптовых цен смягчит воздействие на независимые АЗС, маржа которых с середины прошлого года была под давлением. Это, на наш взгляд, может привести к относительной стабильности также и розничной стоимости топлива».
В перспективе отрасль может столкнуться со снижением спроса. «Оптовые цены на моторное топливо в России снизились, — говорит директор аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. — В первую очередь это касается дизельного топлива, большая часть которого традиционно шла на экспорт, а сейчас вернулась на отечественный рынок. Розничные цены почти не изменились. При этом в целом текущая ситуация может обернуться общим падением спроса на горюче-смазочные материалы на фоне экономического спада, с которым мы, безусловно, столкнемся, если ситуация будет закручиваться по той же спирали».
О своем уходе с российского рынка объявили BP и Shell, которые вместе владеют почти 500 АЗС. По мнению экспертов, это не окажет серьезного воздействия на рынок. «Уход компаний никак не скажется на стоимости топлива — обе не занимают доминирующего положения ни в крупных городах, ни в регионах, — говорит Манаенко из «Велес Капитала». — Конечно, это вызовет некоторые проблемы в логистике, поскольку до конца непонятно, что будет с самими АЗС (консервация или продажа)». Блохин из Альфа-банка также не ждет, что уход ВР и Shell окажет сильное влияние на отрасль.
Что действительно может сказаться на российском рынке, так это отказ от поставок. «В долгосрочной перспективе вводимые Евросоюзом и США санкции в отношении поставок высокотехнологичной техники, используемой на НПЗ, могут оказать ощутимое влияние на темпы модернизации индустрии, что в конечном счете может также сказаться на качестве производимых в России нефтепродуктов», — говорит Манаенко.
«Угроза ухода западных компаний с российского рынка и импортные ограничения начинают сказываться на стоимости высокотехнологичных продуктов передела, — указывает Блохин. — Уже сейчас началась охота за качественным машинным маслом, закупаемым впрок, в частности, автосервисами».