Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/dlya-gazproma-mogut-postroit-novuyu-aehs/259194/
|
«Росатом» начинает прорабатывать для «Газпрома» возможность перевода системы транспортировки газа с газовых турбин на электроприводы. По данным “Ъ”, для их снабжения может потребоваться строительство АЭС в Западной Сибири. Перевод экспортного потока газа по северному коридору на электричество позволит «Газпрому» снизить углеродный след на фоне ужесточения подходов ЕС к его регулированию.
Как выяснил “Ъ”, в ноябре 2021 года на заседании президиума научно-технического совета «Росатома» обсуждался вопрос о переводе агрегатов большой (до 25 МВт) мощности, предназначенных для транспортировки газа, на электропривод с использованием АЭС. Этот шаг рассматривается «в среднесрочной и долгосрочной перспективах», уточняют собеседники “Ъ”.
Президиум совета решил подготовить предложения по использованию АЭС для транспортировки газа в рамках соглашения о сотрудничестве «Росатома» и «Газпрома», рассказали источники, знакомые с ходом заседания.
В компаниях от комментариев отказались.
Сейчас компрессоры «Газпрома» в основном работают на газовых турбинах. Это обеспечивает автономность системы транспорта газа от внешних источников электроснабжения. Замена газа на энергию АЭС позволит уменьшить выбросы CO2 и увеличит межремонтные интервалы оборудования.
Но для поставок электроэнергии на компрессорную станцию необходимо строительство новой энергосистемы с электросетями. Одним из возможных сценариев является строительство новой АЭС в Западной Сибири специально для перекачки газа, говорят источники “Ъ”. При этом остается открытым вопрос резервных мощностей — работу электропривода должен страховать независимый источник, которым, скорее всего, все равно будет газовая турбина. Мощность АЭС неизвестна, как и то, будет ли ее выработка уходить в сеть. Энергосистема Сибири профицитна — под резерв закладывается до трети мощности. По данным «Системного оператора» (диспетчер энергосистемы), в 2020 году пиковая нагрузка в ОЭС составляла 28,48 ГВт, располагаемая мощность — 41,75 ГВт.
Перевод газотранспортной системы на электроприводы нужен «Газпрому» для снижения углеродного следа.
С 2026 года в ЕС вводится трансграничный углеродный налог, который пока не касается газа. Наиболее очевидным кандидатом для перевода на электроприводы является ориентированный в основном на экспорт в Европу северный газотранспортный коридор, по которому газ с Ямала попадает в систему газопроводов «Северный поток».
Владимир Скляр из «ВТБ Капитала» отмечает, что параметры трансграничного углеродного регулирования ЕС еще находятся на уточнении, включая вопрос включения в расчеты выбросов второго уровня (Scope 2), а газ не включен в периметр пилотных сборов. Тем не менее, согласно последним версиям документов, учету подлежит углеродный след или собственной генерации, или поставок электроэнергии по физическим контрактам с контрактацией сетевой составляющей. Переход на АЭС с сетевого электричества, по его оценке, приведет к снижению углеродного следа на 99%.
Газотранспортная инфраструктура «Газпрома» в России использует около 40 ГВт мощности компрессорных станций с газотурбинным приводом, отмечает руководитель направления по водороду и энергоэффективности Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.
Для полной электрификации этой системы нужно построить не только 40 ГВт генерации в разных регионах страны, но и аналогичные электросетевые мощности.
Кроме того, уточняет аналитик, придется реконструировать и сами компрессорные станции — газотурбинные приводы примерно вдвое мощнее и обычно более маневренны. «Использование электроэнергии АЭС для перекачки газа может положительно повлиять на его углеродный след, но, скорее всего, только в том случае, если «Росатому» удастся доказать соответствие своего ядерно-топливного цикла (от добычи урана до захоронения отходов) жестким критериям таксономии ЕС, которые пока обсуждаются»,— считает он. В начале февраля Еврокомиссия опубликовала свои окончательные предложения по таксономии зеленых источников энергии, согласно которым атомная энергия входит в их число. За эти предложения еще предстоит проголосовать Совету ЕС и Европарламенту, где есть противники такого подхода.