Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/minehnergo-gotovit-subsidiyu-dlya-vypuska-propilena-na-npz/255664/
|
Как выяснил “Ъ”, Минэнерго предлагает ввести субсидию для производства пропилена на нефтеперерабатывающих заводах в размере 7,9 тыс. руб. на тонну. Потенциальными получателями могут стать заводы ЛУКОЙЛа в Нижнем Новгороде и Перми, а также «Газпром нефти» в Омске — в таком случае объем субсидии может составить около 9 млрд руб. в год. По мнению аналитиков, появление подобного стимула может в теории увеличить выпуск пропилена на российских НПЗ вчетверо, до 4 млн тонн в год. Однако Минфин, по данным “Ъ”, по-прежнему считает такое субсидирование избыточным.
“Ъ” стали известны параметры возможной субсидии для производства пропилена на российских НПЗ, дискуссию о которой Минэнерго продолжает вести с Минфином. На данный момент Минэнерго предлагает давать бюджетную субсидию (в виде обратного акциза) в размере 7,9 тыс. руб. на тонну пропилена, произведенного на установках каталитического крекинга.
Альтернативный вариант — гибкая субсидия, размер которой зависел бы от разницы между ценой пропилена и полипропилена.
По словам собеседников “Ъ”, такое предложение было направлено в Минфин на этой неделе. В Минэнерго отказались от комментариев, в Минфине их не предоставили.
Пропилен производится как побочный продукт в установках каткрекинга, чья основная функция — выпуск бензина из вакуумного газойля (продукта вакуумной перегонки нефти). Выход пропилена составляет лишь около 3% исходного сырья, и его часто даже не выделяют. Однако можно модифицировать каткрекинг таким образом, чтобы увеличить выход пропилена до более 15%, снизив выход бензина. Эта опция становится все более популярной для сложных НПЗ, которые развиваются в сторону производства полимеров.
Впервые вопрос о стимулах для выпуска пропилена был поднят в декабре 2020 года на проводимом Владимиром Путиным совещании по развитию нефтегазохимии в Тобольске — предложение внес глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Минфин изначально скептически отнесся к идее, а в начале лета глава Минэнерго Николай Шульгинов признал, что такая субсидия может оказаться избыточной. Но в сентябре вице-премьер Юрий Борисов заявил, что «стратегически верно смещать фокус НПЗ в сторону химической продукции с более высокой добавленной стоимостью», поскольку в перспективе на фоне перехода на электродвижение потребление бензинов может снизиться. В результате, по данным “Ъ”, 21 сентября появилось поручение Минэнерго и Минфину вновь обсудить обратный акциз на пропилен.
Главный бенефициар субсидии для пропилена — ЛУКОЙЛ.
Он уже принял решение о реконструкции установок каткрекинга для повышения выхода пропилена на НПЗ в Нижнем Новгороде с тем, чтобы в 2025 году производить там 500 тыс. полипропилена. Также компания собирается в 2023 году начать строительство нового каткрекинга на заводе в Перми, что даст около 300 тыс. тонн пропилена. Аналогичное решение, по данным “Ъ”, готовит «Газпром нефть»: 27 августа глава дирекции переработки компании Михаил Антонов заявил, что рассматривает «перепрофилирование каталитического крекинга Омского НПЗ в нефтехимический профиль». В совокупности эти проекты могут дать 1,1 млн тонн пропилена, то есть субсидия на его выпуск может составить около 9 млрд руб. в год. В компаниях не дали комментариев.
Минфин, по данным “Ъ”, по-прежнему не поддерживает обратный акциз на пропилен. В министерстве считают, что НПЗ и так имеют стимулы углублять переработку (чем она глубже, тем больше обратного акциза на нефть заводы получают из бюджета). Кроме того, уже действует обратный акциз для выпуска полимеров из этана и сжиженных углеводородных газов. Наконец, как отмечает один из собеседников “Ъ”, при нынешних высоких ценах на полипропилен проекты и так эффективны, и дополнительно поддерживать их нет смысла.
Смещение акцента модернизации НПЗ в сторону нефтехимии позволит компаниям диверсифицировать бизнес в условиях ожидаемого снижения спроса на нефтепродукты, отмечает Дмитрий Акишин из Vygon Consulting.
«Строительство установок химического каткрекинга примерно на 25–30% дороже, чем строительство топливного каткрекинга. Чтобы нивелировать эту разницу, по нашей оценке, потребуется введение обратного акциза на сырье в размере 7–8 тыс. руб. на тонну пропилена»,— говорит он. По его оценке, при наличии стимулов объем выпуска пропилена на НПЗ в РФ можно увеличить с 0,9 млн до 4 млн тонн в год.