Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/azerbajdzhanskij-gaz-dlya-evropy-stanovitsya-vse-bolee-rossijskim/250264/
|
«Лукойл» увеличил свою долю в азербайджанском «Шах-Денизе». Скоро российской компании будет принадлежать четверть проекта по добыче газа, который с этого года поставляется в Европу.
»Лукойл» подписал соглашение о приобретении у малайзийской компании Petronas доли в 15,5% в газовом проекте «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспийского моря.
«Сумма сделки составит $ 2,25 млрд, ее закрытие ожидается после выполнения отлагательных условий, включая согласование государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR», — сообщает «Лукойл». В результате доля российской компании в главном газовом проекте Азербайджана увеличится с 10 до 25,5%. Кроме «Лукойла», в «Шах-Денизе» участвуют британская BP (28,8%), турецкая ТРАО (19%), азербайджанская Socar (10%) и «Южный газовый коридор» (10%), который принадлежит Министерству экономики Азербайджана и Socar.
«Порядка тысячи компаний с российским капиталом, включая „Лукойл“, интегрированы в реализацию плана действий по развитию ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества, подписанного в 2018 году в ходе встречи глав государств — Владимира Владимировича Путина и Ильхама Гейдар оглы Алиева. Увеличение нашей доли участия в проекте „Шах-Дениз“ открывает новые возможности синергии в перспективных отраслях национальных экономик. За два с половиной десятилетия „Лукойл“ наработал колоссальный опыт на Каспии — в стратегическом для нас регионе, создав серьезную добычную и транспортную инфраструктуру», — сказал президент «Лукойла» Вагит Алекперов.
Проект «Шахт-Дениз» является главным проектом в Азербайджане по добыче газа. В 2020 году добыча на нем составила 18 млрд кубометров. Вторая фаза проекта должна принести рост добычи до 26 млрд кубометров. Именно «Шах-Дениз — 2» и выступает главной ресурсной базой для работы «Южного газового коридора» из Азербайджана в Европу. В этом году начались поставки в страны ЕС, и при полной загрузке газопровод будет подавать ежегодно 6 млрд кубометров в Турцию и 10 млрд в Европу.
Так как временно в этом году Турция и Азербайджан не продлевали контракт по поставкам по первой очереди «Шах-Дениза», то выпавшие объемы также направили в Европу. В этом году туда планировали поставить 5 млрд кубометров, однако в октябре экспорт уже превысил 6 млрд кубометров.
Впрочем, это еще не все приобретения частной российской нефтегазовой компании в Азербайджане. В конце сентября она объявила о вхождении в геологоразведочный проект Shallow Water Absheron Peninsula (SWAP). «Лукойл» договорился с британской BP купить у нее долю в 25%. После закрытия сделки BP останется оператором проекта с долей 25%, а 50% будут у госкомпании Socar.
«У „Лукойла“ традиционно сильные позиции на Каспии. Думаю, в данном случае они воспользовались возможностью, которая открылась в связи с желанием малайзийцев выйти из проекта. Тем более что новые запасы даются компании с трудом. А у Алекперова (президент „Лукойла“) исторические связи с азербайджанской землей», — замечает замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач.
«Лукойл» уходит все больше в иностранные проекты. В России возможности развития у него ограничены. Последние лицензии на крупные месторождения достаются государственным компаниям, и «Лукойлу» все сложнее тягаться с ними в аппаратном весе. Кроме того, не исключена дальнейшая консолидация отрасли, в том числе методом недружественного поглощения. В итоге уход в иностранные проекты является фактически единственно возможной стратегией развития «Лукойла», — объясняет ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков.
В разных странах остаются привлекательные для инвестирования проекты, отмечает эксперт. «А отнять иностранные проекты у компании будет фактически невозможно. В случае с Азербайджаном, с одной стороны, эта страна понятна и предсказуема для Алекперова, с другой — у „Лукойла“ уже есть проекты на российском Каспии, поэтому компания может рассчитывать на синергетический эффект и свои наработки по разработке и экспорту углеводородов из каспийского региона», — считает Игорь Юшков.
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан добавляет, что «Лукойл» получил добро и по казахским морским проектам «Хазар» и «Каламакс».
«Последние10 дней „Лукойл“ ведет экспансию по всему Каспийскому фронту. Думаю, что российская компания на этом точку не ставит: ее главная цель — стать оператором разработки азербайджано-туркменского месторождения „Достлуг“, коммерческое соглашение по которому может быть подписано к декабрю», — говорит Ильхам Шабан.
Он считает, что по всем проектам, кроме SWAP, видна коммерческая выгода компании. «Лукойл» сможет записать своё имя с золотыми буквами в историю освоения углеводородных ресурсов Каспия. Компания будет добывать нефть и газ во всех четырех секторах моря (в иранском с 60-х годов так и не нашли ни капли нефти)», — глава Центра нефтяных исследований замечает, что, став вторым акционером в гигантском проекте «Шах-Дениз», компания существенно увеличит газовый сегмент в морской добыче и с такой же долей в 25,5% становится акционером «Южно-Кавказский газопровод»: от Сангачальского терминала до грузино-турецкой границы.
Эксперт отмечает, что «Лукойл» активно сотрудничает с Азербайджаном и по своим проектам в других секторах Каспийского моря. Так, с 2016 года транспортирует часть нефти, добытой в российской части шельфа, по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, а сейчас ведет переговоры об использовании азербайджанских полупогружных буровых установок в казахских проектах «Каламкас» и «Хазар».
«Для Баку „Лукойл“ не является просто российской компанией. Она воспринимается той компанией, которая подписала с Азербайджаном „контракт века“ и которая вместе с ним», — Ильхам Шабан считает, что и «Лукойл» не забывает: «Азербайджан — та страна, где компания реализовала первый свой контракт за пределами России и в ее дальнейших успехах есть доля успеха от сотрудничества с Азербайджаном».