11 июня 2009 года Комитет Государственной Думы по энергетике провел Круглый стол на тему: «Законодательное обеспечение биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации», сообщает пресс-служба Комитета.
Участники «круглого стола», рассмотрев актуальные вопросы практики применения законодательных и иных нормативно-правовых актов в вопросах развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации, механизмов экономического стимулирования участников торгов в топливно-энергетическом комплексе на примере деятельности ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» и НП «Межрегиональная Биржа Нефтегазового комплекса» отметили:
1. Российский рынок нефтепродуктов характеризуется исторически сложившейся региональной монополизацией, отсутствием объективных ценовых индикаторов и эталонов. В Российской Федерации созданы крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, работающие как в сфере добычи, так и переработки нефти и реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке России. Данная система создает определенные сложности при выявлении объективной цены на нефтепродукты на внутреннем рынке. Доходность от реализации нефтепродуктов в рознице на внутреннем рынке Российской Федерации достигает сегодня 40%, что в несколько раз превосходит сложившийся уровень доходности на рынках стран Европейского Союза.
Использование современных биржевых технологий, доказавших свою эффективность даже в условиях различных чрезвычайных ситуаций на мировых энергетических рынках, позволит успешно разрешить существующие проблемы в области ценообразования и создаст механизм, стимулирующий конкуренцию на внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов в России.
2. Отсутствие единой концепции по организации биржевого товарного рынка и определения его роли в экономике страны.
В рамках такой концепции целесообразно было бы рассмотреть вопросы становления и развития всех секторов биржевого рынка: торговли нефтепродуктами в режиме спот-рынка; торговли производными финансовыми инструментами на нефтепродукты (срочный рынок); организации аукционов по закупкам товара для государственных и муниципальных нужд с использованием биржевых технологий; перечень мероприятий, необходимых для реализации задачи построения ликвидного товарного биржевого рынка.
3. Необходимость в настоящее время создания фьючерсного рынка нефтепродуктов, так как только такая форма торговли позволит выявить справедливые цены на товар и создать прозрачный и надежный ценовой индикатор.
Для функционирования и развития фьючерсного рынка нефтепродуктов потребуется участие в торгах нефтепроизводителей, нефтеперерабатывающих предприятий, потребителей и финансовых институтов, что, в свою очередь, потребует от них изменения сложившихся внутренних процессов и процедур маркетинга, логистики и организации продаж нефтепродуктов и, соответственно, затрат на проведение такой реорганизации.
По мере достижения ликвидности фьючерсных рынков на основные типы нефтепродуктов (бензины, реактивное и дизельное топливо) биржевые котировки образуют прозрачные ценовые эталоны, которые, в том числе, будут являться ценовыми индикаторами для долгосрочных контрактов, а также для организации закупок нефтепродуктов для государственных и муниципальных нужд.
4. Необходимость обеспечения и создания государством экономических стимулов развития биржевой торговли на условиях, равноправных для всех действующих торговых площадок. На рынке биржевых услуг также, как и на рынке любого товара, должна обеспечиваться конкуренция между биржами, что в итоге приводит к совершенствованию биржевых технологий и снижению стоимости услуг.
5. Необходимость осуществления надзора за деятельностью товарной биржи силами Федеральной службы по финансовым рынкам посредством создания отдельного специального подразделения по регулированию товарных биржевых рынков.
6. Наличие в настоящее время существенных законодательных ограничений для кредитных организаций, которые не позволяют данным структурам участвовать в работе создаваемого биржевого товарного рынка. Кредитные организации не могут осуществлять операции непосредственно с товаром, допущенным к обращению на бирже, и с производными финансовыми инструментами, базовым активом которых являются товарные активы.
Отмена данной нормы может способствовать увеличению числа участников товарного рынка и увеличению ликвидности товарного спотового рынка и рынка производных финансовых инструментов, базовым активом которых являются товары (сорта нефти и нефтепродукты).
7. Анализ мирового опыты организации рынка нефти и нефтепродуктов, прежде всего в США и Великобритании, где расположены основные центры формирования цены на нефть, убедительно доказал эффективность функционирования системы, включающая несколько элементов: спотовый внебиржевой рынок, организованный биржевой рынок, на котором осуществляются операции как с поставочными инструментами, так и производными финансовыми инструментами, информационные консалтинговые агентства (Platts, Argus), осуществляющие мониторинг всех сегментов рынка и формирующие на основе мониторинга котировки в ежедневном режиме. Совместная работа данных элементов рынка позволяет получать объективную ценовую информацию.
В настоящее время в России начал формироваться организованной биржевой рынок нефтепродуктов на базе Санкт-Петербургской Международной товарно-сырьевой биржи и Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса. Данные площадки в еженедельном режиме представляют котировки на основные виде нефтепродуктов по всей территории страны.. Следует отметить, что в связи с географическими особенностями России, а также расположением основных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) представляется затруднительным сформировать единый ценовой индикатор нефтепродуктов для России. В этом случае целесообразно рассматривать возможности формирования региональных индикаторов на базе конкретных НПЗ, которые используются в качестве базисов поставки на биржах.
Кроме того, учитывая, что биржевая торговля составляет сегодня не более 1% от объема внутреннего рынка нефтепродуктов, в качестве второй составляющей необходимо использовать данные информационно-консалтинговых агентств Кортес, Reuters, Argus и Platts.
Таким образом, учитывая специфику внутреннего рынка нефтепродуктов, государству необходимо ориентироваться на цены нефтепродуктов, складывающиеся на товарных биржах, торгующих нефтепродуктами, а также на ценовую информацию, формируемую информационно-консалтинговыми агентствами. Множественность институтов позволит достичь большей объективности ценовой информации и избежать злоупотреблений и манипулирования.
8. Основные проблемы действующего законодательства, препятствующие развитию биржевого товарного рынка:
необходимость законодательного закрепления клиринговой деятельности, в том числе, клиринговых операций по учету обязательств, связанных с обязательствами по поставке товара;
отсутствие полноценного регулирования срочного рынка (рынка производных финансовых инструментов) и системы налогообложения операций, совершаемых на этом рынке (взимание НДС только в момент завершения обращения фьючерсного контракта и начала периода его исполнения);
необходимость совершенствования регулирования выпуска, учета и порядка обращения двойных складских свидетельств (без уплаты НДС) на стандартные товары, позволяющих их использование в биржевой торговле;
отсутствие законодательно закрепленных мер по борьбе с манипулированием ценами и совершению сделок и использованием инсайдерской информации;
установление возможности организации аукционов по закупке товаров для государственных и муниципальных нужд с использованием бирж в качестве операторов электронных торгов.
9. Для решения вопросов, связанных с законодательной базой, регулирующей товарные биржевые рынки, необходима совместная работа Федеральной службы по финансовым рынкам с представителями бирж и потенциальных участников торгов по выработке предложений к разработке изменений действующего законодательства, а также необходимо создание рабочей группы при Комитете ГД по энергетике.