Оптовые цены на нефтепродукты, снижающиеся весь апрель, неожиданно поменяли направление в сторону роста в первых числах мая. Фундаментальных причин для роста цен не существовало. Спрос по-прежнему оставался крайне низким, экономика «на дне», цена нефти, закупленная на май для внутренней переработки была ниже апрельской в среднем на 7%. А с учетом повышения экспортной пошлины в мае на 18,7 долларов за тонну, внутренние цены на светлые нефтепродукты должны были бы «замерзнуть» на апрельском уровне.
Справедливости ради, следует отметить некоторые частные факторы, оказавшие существенное воздействие на рынок в нынешней ситуации:
— повышенный сезонный спрос на бензины, связанный с началом дачного сезона;
— истощение складских запасов, на падающем рынке никто запасов не делает и торгует, что называется, «с колес»;
— снижение нефтепереработки на Уфе. Убыточные продажи уфимских объемов в прошедшие месяцы привели к существенному снижению объемов переработки в мае;
— высокая экспортная привлекательность бензина марки Аи-92 и, как следствие, дефицит на внутреннем рынке. По мнению аналитика из ИА «Аргус медиа» именно это обстоятельство подстегнуло рост цен и на остальные нефтепродукты для поддержания традиционного ценового баланса между различными видами топлива.
Первые торги западносибирской нефтью с поставкой в июне показали прирост внутренней цены на 1500-1600 р/тн относительно майских торгов. Это обстоятельство адекватно должно дать прирост цен и на нефтепродукты. Повышение экспортной пошлины в июне на 10,10 долларов на тонну вряд ли станет существенным сдерживающим фактором на внутренние цены. Поэтому следует ожидать дальнейшего роста оптовых цен.
Вспомним, какие были оптовые цены московского рынка в марте 2007 года? Именно в этот период цена нефти марки Brent торговалась по нынешним значениям 58-59 долларов за баррель:
— Аи-92 от 15900 до 16000 р/тн;
— Аи-80 от 14000 до 14100 р/тн;
— ДТ от 13000 до 14300 р/тн.
Мы понимаем, что линейные аналогии в прогнозах неуместны, тем более, что они не учитывают в данном примере двухлетнюю инфляцию (не мене 28%), а также снижение экспортной пошлины (почти в два раза). Еще труднее предвидеть колебания рынка от политических факторов (Нигерийские повстанцы, китайские резервные закупки, политика ОПЕК и множество других). Оживились биржевые игроки. Сдерживающим фактором росту цен по-прежнему остается слабость мировой экономики. Российская экономика сейчас на дне и будет пребывать на нем неопределенно долгое время.
Тем не менее, осмелимся сделать прогноз на оптовые цены в московском регионе на июнь 2009 года:
— Аи-95 19500 -2100 р/тн;
— Аи-92 18500 -19500 р/тн;
— Аи-80 16500 -17000 р/тн;
— ДТ 14500 -15500 р/тн.
Розничные цены на АЗС Московского региона по данным МТА в период с 13 апреля сохраняли стабильность на уровнях:
— Аи-95 20,35-20,29 р/л;
— Аи-92 18,22-18,17 р/л;
— Аи-80 15,95-15,93 р/л;
— ДТ 19,27-19,16 р/л.
В связи с ростом оптовых цен на высокооктановые бензины следует ожидать адекватного роста и на АЗС, в среднем от (6-10)%. Рост цен на бензины может начаться уже с середины июня. По дизельному топливу у АЗС сохраняется доходность, превышающая 40%, и причин для роста цены мы не видим.
Виктор Костюков, специально для Oil.Эксперт