Экономика
|
https://www.oilexp.ru/news/economy/gryadushhee-izyatie-neponyatnykh-dokhodov-chinovnikov-obyasnilo-pachki-deneg-pri-obyskakh/233611/
|
В Госдуму внесен законопроект об изъятии в доход государства денег непонятного происхождения, лежащих на счетах должностных лиц. Изымать имущество и ценные бумаги, купленные на непрозрачные доходы, власти могут уже давно. Но насколько эффективна эта мера и что даст ее ужесточение — оценить невозможно: информация об итогах подобных проверок закрыта от общества.
Сразу оговоримся: речь в данном случае идет не о конфискации имущества или денег по решению уголовного суда, признавшего гражданина виновным в мздоимстве, а о тех случаях, когда преступление не доказано, но пахнут деньги и добро очень плохо.
С 2012 года в законе «О противодействии коррупции» написано, что должностные лица, чиновники и правоохранители определенных уровней, их супруги и несовершеннолетние дети ежегодно вместе с декларацией о доходах и имуществе обязаны сообщать обо всех крупных покупках за прошлый год. При одном условии: общая стоимость купленной земли, домов, квартир, автомобилей, самолетов и акций не должна превышать совокупный доход вышеназванных членов семьи за три последних года. По итогам проверки деклараций о доходах и расходах антикоррупционные комиссии (они есть во всех ведомствах и структурах), заподозрив неладное, могут направить информацию в Генпрокуратуру. А та проводит свою проверку и пробует выяснить у попавшего под подозрение — откуда, мол, средства на такие покупки. Если эти объяснения прокуроры сочтут неубедительными, они вправе подать в суд гражданский иск об изъятии сомнительного происхождения добра в пользу государства. Тот, кто попал в поле зрения Генпрокуратуры и не смог объясниться, с работы должен быть уволен.
На деньги, капнувшие непонятно откуда на счет должностного лица или его близкого родственника, все вышесказанные нормы не распространялись. Это «может способствовать коррупционным правонарушениям», говорится в пояснительной записке к законопроекту, внесенному в Госдуму правительством.
Когда он станет законом, в поле зрения антикоррупционных ведомственных комиссий попадут и все неожиданно крупные поступления на банковские счета чиновников, их жен (мужей) и малых детей в предыдущем году, которые превышают общий их задекларированный доход за три последних года. Материалы направят в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку, прокуроры запросят информацию в банках. Гражданину с мутными доходами разъяснят, в чем причина сомнений, и предложат доказать, что он не коррупционер. Не сможет доказать — в суд уйдет гражданский иск об изъятии со счетов денег необъяснимого происхождения, если они превышают 10 тысяч рублей. Курочка по зернышку, государство наше по рублю.
Заметим: наличные и биткоины по этому законопроекту под неуголовную конфискацию попасть не могут. А вы еще спрашиваете, почему у губернаторов дома хранятся тонны бумажных денег…
«Мы последовательно совершенствуем антикоррупционное законодательство, чтобы не оставить взяточникам ни малейшего шанса уйти от ответственности или скрыть незаконно нажитое», — так оценил правительственную инициативу глава думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («ЕР»).
В свою очередь, эксперт в сфере противодействия коррупции, профессор Свободного университета Елена Панфилова в разговоре с «МК» напомнила, что Россия в 2006 году ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции с несколькими изъятиями, в число которых попала и статья 20, которая предписывает считать уголовным преступлением «незаконное обогащение» публичных должностных лиц, то есть появление у них непонятного происхождения средств и имущества, по стоимости значительно превышающих легальные доходы. Россия тогда ссылалась на то, что реализация статьи 20 нарушает презумпцию невиновности, прописанную в Конституции, — мол, обвиняемому самому тогда придется доказывать, что имущество и деньги полностью легальны.
Уголовным преступлением незаконное обогащение у нас не стало, но тот закон, который сейчас правительство хочет ужесточить, является своеобразным заменителем этой меры, считает г-жа Панфилова: «мы можем по-разному относиться к нашим властям предержащим, но они не дураки и тоже прекрасно понимают, что не всякий акт коррупции можно поймать на даче взятки, и очень часто коррупционные деяния можно выявить только по результатам, так сказать, труда коррупционеров». «Но фактически нормы нашего закона о контроле за расходами тоже нарушают требования презумпции невиновности — уголовного дела нет и мы не знаем, какова процедура и возможность человека защитить свое добро, потому что все происходит сугубо внутри системы, непрозрачно для общества, в результате возникает ощущение возможной выборочности проверок, возможного сокрытия каких-то кейсов», — сказала она.
Стоит вспомнить, что декларации о денежных доходах публикуются на сайтах различных ведомств, Госдумы, Совета Федерации, правительства, Счетной палаты, Центробанка, Администрации Президента и прочих структур в предельно общем виде итоговой суммы, хотя сдаются должностные лица «по полной программе» — с указанием счетов, источников поступления средств и т.д. А сведения о крупных покупках не публикуются вовсе.
И еще стоит вспомнить, что недавно Генпрокурор в докладе о работе ведомства сообщил, что исков о конфискации имущества должностных лиц, которые не смогли подтвердить законность его приобретения, за 2020 год было подано на сумму 74 млрд рублей. Сколько из этих исков завершились изъятием добра, на какую сумму и у какого числа должностных лиц, он не уточнил.
Нефть. Мировые цены спот по сортам и базисам. Данные на 25.03.2021