Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/idushhij-iz-azii-na-yamal-v-obkhod-sevmorputi-gazovoz-poteryaet-dve-nedeli/230707/
|
Танкер «Николай Евгенов», который возвращается на Ямал после доставки в Азию груза СПГ в обход Северного морского пути, прибудет на место назначения только через две недели. Тем временем танкер СПГ «Кристоф де Маржери», который одновременно с ним доставлял сжиженный газ в Азию, уже бросил якорь на рейде порта Сабетта, где находится завод «Ямал СПГ». Судно пошло по Севморпути в сопровождении ледокола и выиграло две недели. Круговой рейс через арктические льды одного из газовозов стал успешным экспериментом, который открывает возможность сделать навигацию танкеров СПГ в Азию по СМП круглогодичной. По сравнению со сроками доставки американского СПГ она быстрее на одну неделю в каждую сторону.
Сегодня, 19 февраля, около 13.00 танкер СПГ «Кристоф де Маржери» прибыл в порт Сабетта на Ямале. Газовоз завершил круговой рейс в китайский Яньцзы, куда доставил около 100 млн кубометров газа в виде СПГ. Впервые в январе и феврале танкер СПГ прошел в обе стороны по Северному морскому пути и сократил общее время в пути с десяти до шести недель.
Сроки доставки российского СПГ в Китай этой зимой имели значение. Из-за продолжительных морозов в стране начали испытывать дефицит топлива, а цены на спотовый газ в Северо-Восточной Азии взлетали до $ 1 300 за тысячу кубометров. В то же время для доставки американского СПГ не хватало танкеров, а из-за пробок в Панамском проливе сроки поставки из США увеличивались с четырех до пяти-шести недель.
Из-за ледовой обстановки газовоз возвращался обратно в сопровождении ледокола и «работал» кормой. «Наибольшее затруднение для судна представляли ледовые сжатия и торосистые участки в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, для преодоления которых судно осуществляло движение кормой вперед (около 10% времени следования по СМП)», — докладывал по видеосвязи в ходе рабочего совещания капитан газовоза «Кристоф де Маржери» Сергей Гень. Его проводил зампредседателя правительства и полпред президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев.
Капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов оценивал ледовые условия как средние: «Максимальная толщина льда на маршруте движения каравана достигает до 1,5 метра. Встречаются обширные торосистые участки. Несмотря на это, караван уверенно продолжает движение в акватории Севморпути в направлении порта Сабетта. Средняя скорость с начала проводки — 7 узлов».
Газовоз «Николай Евгенов» отправился с Ямала в Азию почти одновременно с «Кристофом де Маржери». Он также прошел по Севморпути и в конце января доставил груз — в южнокорейский Пхёнтхэк. А вот обратно пошел в обход — через Индийский океан. «Коммерсантъ» сообщал, что после прохода Севморпути у судна возникли неполадки с центральной двигательной установкой (азиподом), но было неясно, техническая это поломка или программная.
По данным навигационного портала Vesselfinder, 19 февраля «Николай Евгенов» уже вышел из Суэцкого канала в Средиземное море и следовал южнее греческого Крита в сторону пролива Гибралтар. До Ямала танкеру СПГ остается еще пройти около 5,5 тыс. миль. При текущей скорости в 18 узлов он преодолеет расстояние за две недели, а общий путь займет пять недель вместо трех, как потратил «Кристоф де Маржери» при проходе через Северный морской путь.
Глава «Новатэка» Леонид Михельсон заявлял, что до конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60 и они обеспечат круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию. Тем более что вместе с запуском проекта, первая очередь которого запланирована на начало 2023 года, флот газовозов арктического класса будет пополняться и к 2025 году пополнится еще 18 арктическими газовозами.
Brent+WTI. Открытый интерес на 20 февраля 2021